Львов занял первое место в рейтинге лучших городов для жизни

Фокус провел два дня во Львове и, в отличие от большинства туристов, обращал внимание не только на его исторический центр

Related video

Стартовавшая в центре "міста Лева" маршрутка спустя десять минут перестает греметь колесами по старой брусчатке и выезжает на асфальтированную дорогу. Она ведет в Сихов – крупнейший спальный район, где проживает более трети населения города. "До назви району Сихів, мабуть, забули літеру "п" додати. Район Психів – оце була б назва, впасти і не встати", – поет рэпер VovaZIL"vova. Местные на него не в обиде – песня о районе в целом позитивная. Хотя здесь ничего не напоминает о соседстве с архитектурными памятниками старого Львова, Сихов все же отличается от типичных бетонных микрорайонов. Над здешними торговыми центрами высятся купола новой католической церкви, где в 2002 году провел службу папа римский Иоанн Павел II.

Бронзовый понтифик сегодня украшает главный вход в костел. В день Святого Духа сюда пришли на службу пенсионеры с миниатюрными библиями, молодые пары с детьми и даже компании подростков. Религиозность львовян проявляется повсеместно: пассажиры маршруток привычно крестятся, проезжая мимо многочисленных храмов. Во всех такси – зеленые ветки, обязательное украшение этого праздника.

Планов громадье
В прошлом году греческие архитекторы предложили соединить район Сихов, "разломленный" на две части проспектом Красной Калины, построив вдоль дороги платформу с зеленой лужайкой наверху. Разработка грандиозных проектов, как и участие в их реализации иностранных спецов, – привычное дело для Львова. Андрей Москаленко, пресс-секретарь мэра Андрея Садового, перечисляет задуманное: возле стадиона, который построят к Евро-2012, городские власти намерены возвести бизнес-городок, где сосредоточатся все административные и офисные здания Львова. В аэропорту планируется удлинить взлетно-посадочную полосу, а в городе – внедрить разработанную немцами транспортную стратегию. Она должна избавить Львов от автомобильных пробок, которые все чаще случаются на улочках исторического центра. Идея, пока пребывающая в зачаточном состоянии, – постройка узкоколейной железной дороги, которая снимет необходимость "переобувать" вагоны поездов на европейской границе. Узкоколейка позволила бы добираться от Львова до Кракова за 2–3 часа.

Правда, некоторые из начинаний самим львовянам не по душе. Недавно жители провели акцию протеста против строительства в центре города отеля, спроектированного австрийским архитектором. Здание, считают противники строительства, будет похоже на бункер и составит компанию дому-унитазу (зданию Укрсоцбанка) на площади Мицкевича.

Патриотизм по-львовски
Во Львове найдется все, чем могут похвастать другие крупные города страны, убеждают корреспондента Фокуса местные студенты. Для учебы – 23 вуза, для отдыха – почти сотня всевозможных фестивалей каждый год.

– Я учусь во Львовском университете Франко. На нашем факультете международных отношений – те же кафедры, что и в киевском КИМО, – говорит Орест Любинец.

Студенты, если и собираются уезжать из Львова, то только за границу и только на время. Например, в соседнюю Польшу.

– Львов компактный, уютный, он близок к Европе, – перечисляет достоинства родного города еще один студент Антон Гиль.

Олег Березюк, возглавляющий департамент "Администрация городского председателя" горсовета, получил образование в Чикаго, но жить приехал в родной Львов. Он вырос в самом его центре, на площади Рынок, и до сих пор помнит гул проходящего под окном трамвая и бой часов на ратуше.

– Львов – мощный магнит, – говорит он. – Когда в США представителя украинской диаспоры спрашивают, откуда он родом, тот отвечает: "Зі Львова". И только если у него уточнят, откуда именно, он может сказать: "Iз Франківська" (Ивано-Франковска. – Фокус).

Свой кризис Львов пережил в 1990-х годах, считает Олег Березюк. Когда рухнула промышленность – телевизионный завод "Электрон", Львовский завод "Автопогрузчик" и ряд предприятий легкой промышленности, львовяне начали осваивать сферы малого бизнеса и здорово в этом преуспели.

– Несмотря на кризис, здесь открылось два новых кафе, – Олег Березюк указывает на небольшую улочку в центре, – Львов переживает экономический кризис не так остро, как промышленные регионы юго-востока.

100 дней кризиса
Недавно местные власти определились с приоритетами развития (опять-таки при помощи иностранных консультантов). Ими стали туризм и IT-сектор.

– Сейчас во Львове бум IT-бизнеса, – говорит Андрей Москаленко. – Наши специалисты разрабатывали программное обеспечение для развлекательных центров Лас-Вегаса, участвовали в создании нескольких голливудских фильмов.

По его словам, до кризиса иностранные заказчики и не смотрели в сторону Восточной Европы, зато теперь спрос на услуги украинских айтишников возрос.

Руководитель отдела маркетинга компании Eleks Software Ольга Маркова объясняет привлекательность Львова для развития IT-бизнеса тем, что здесь достаточно квалифицированных кадров и создать высококлассную команду проще, чем в Киеве.

– Кроме прочего, во Львове просто комфортнее работать, – добавляет ее партнер Владислав Собко. – В Киеве есть риск потеряться, смешаться с остальными, а здесь крупная компания выглядит выразительнее, что ли.

Не откажешь в выразительности заведениям трех молодых рестораторов, которые стали настоящими достопримечательностями этих мест. "Криївка", где посетителей на входе встречает вооруженный "бандеровец" со стопочкой горилки, стала излюбленным кабачком для туристов из России. В "Жидівській кнайпі" (кнайпа – нечто вроде пивнушки) можно торговаться с официантами, а в "Масоне" легкий завтрак стоит 1000 грн., но если есть карточка члена тайной ложи – скидка 85%. А вот "Антикризисная кнайпа", где каждый платил сколько мог, уже закрылась.

– Нет, заведение было прибыльным, – уверяет Хрыстя, совсем юная управляющая ресторанами. – Мы изначально открывали его на 100 дней – решили, что кризис продлится ровно столько.

Один из двух
Действующий мэр Львова Андрей Садовый сейчас отдыхает с семьей в Хорватии. Фокус задал ему несколько вопросов по телефону

На прошлой неделе Апелляционный суд Киева восстановил в должности предыдущего мэра Любомира Буняка. Вы еще не связывались с ним?
Еще нет. Суд вынес решение, которое невозможно выполнить в полном объеме согласно действующему законодательству. Я думаю, Любомир Буняк претендует на заработную плату за то время, в течение которого он был отстранен от должности мэра (4 года. – Фокус), и на стаж госслужащего, который тоже должен быть ему засчитан. Его требования вполне логичны. По моему указанию сейчас готовят юридические выводы по сложившейся ситуации.

Считаете ли вы Львов самым комфортным городом для жизни?
Это город, в котором хочется жить. Он стремительно растет, появляются новые гостиницы, поскольку туристический трафик увеличивается. В общем, работы много.

Львовяне жалуются на отсутствие воды и разбитые дороги.
85% львовян обеспечены водой полностью или 16 часов в сутки. Если те обещания, которые мы получили от правительства, будут выполнены, вскоре вопрос водоснабжения будет закрыт. Как показывают опросы, самая острая проблема Львова – дороги. Чтобы привести их в порядок, нужны большие деньги, но 20% от взимаемых налогов город отдает государству. Предприятия, которые работают во Львове, но "прописаны" в Киеве, не пополняют наш бюджет. Если ситуация изменится, проблема с дорогами будет решена.

Львов решил активнее развивать туризм и IT-сферу. Как именно?
У нас мощные предпосылки для развития туризма. Многие львовские вузы выпускают специалистов в этой отрасли. Кроме того, мы не просто открыли двери перед игроками туристической индустрии – мы стараемся максимально сблизиться с ними, чтобы работать в связке. Что касается второго приоритета, то мы собираемся способствовать развитию IT-бизнеса во Львове и хотим, чтобы наше государство пересмотрело отношение к этой отрасли. Нужно всячески способствовать выходу крупных IT-компаний на наш рынок, поскольку они создают новые рабочие места, внедряют новые технологии.

На каникулы вы уезжаете из Львова?
Да, я влюблен в море! Последний раз был два года назад, и вот семья настояла – поехали в хорватский Дубровник. А во Львове я отдыхаю только по ночам, когда возвращаюсь с работы.

Евгений Сафонов