Разделы
Материалы

Зима на колесах. Меры безопасности накануне первых морозов

Вадим Добровольский
Фото: Getty Images

Нынешняя осень выдалась необычайно комфортной, но как бы ни хотелось продлить погожие деньки, холода и ненастье не за горами. Увы, для многих водителей зима всегда приходит неожиданно. Как результат — после первого снегопада Киев и другие города страны тонут в пробках из-за огромного количества ДТП

А ведь автомобиль, подготовленный к зиме вовремя и по всем правилам, — это в первую очередь безо­пасность. Безопасность не только водителя и пассажиров, но и других участников дорожного движения, включая пешеходов. А еще — комфорт. В том числе психологический. Ведь когда знаешь, что твоей машине не страшны ни гололед, ни мороз, не пугает даже дальняя зимняя дорога.

По статистике, первый месяц после наступления зимы, когда водители привыкают к новым дорожным условиям и изменившемуся поведению автомобилей, оказывается наиболее урожайным по числу ДТП. Но в полицейских сводках об истинных причинах этих аварий зачастую нет ни слова — при составлении протоколов патрульные оперируют лишь тем, что содержится в Правилах дорожного движения: превышение установленной скорости движения, нарушение правил обгона и маневрирования, несоблюдение дистанции и т. д.

Но если копнуть поглубже, то зимой у многих дорожных коллизий отыщутся чисто зимние первопричины. И тогда выяснится, что, например, своевременно увидеть выбежавшего на дорогу пешехода помешало плохо очищенное от снега лобовое стекло, а вовремя притормозить в экстренной ситуации не позволили летние шины, не обеспечившие должного сцепления на скользком покрытии. Все это — следствие неправильной подготовки автомобиля к зиме или вовсе ее отсутствие.

Успеть до декабря

Ни один водитель не усомнится в необходимости подготовки автомобиля к зиме, но, к сожалению, далеко не все выполняют ее комплексно. Поэтому будет не лишним напомнить автовладельцам перечень обязательных зимних проверок

Эффективные шины

Зимой наиболее важный элемент автомобиля — не двигатель или тормоза, а правильные шины. Даже лучший легкоатлет мира без надежной опоры под ногами не сможет разбежаться, прыгнуть и добраться до финиша. Корова на льду — вот, пожалуй, наиболее меткое описание того, как ведет себя на заснеженной и обледенелой дороге автомобиль на летних покрышках. Толком не разгоняется, не тормозит, не поворачивает. Пробуксовки на старте, постоянный стрекот АБС при торможении и постоянные нервные подруливания рано или поздно заканчиваются печально — встречей со столбом, стеной или, того хуже, столкновением с другим автомобилем. Подвергая себя и других необоснованному риску, члены клуба любителей летней резины могут сколько угодно говорить о своем безаварийном вождении, но это не отменяет факта: въедете если не вы, то в вас.

К счастью, среди украинцев безответственных водителей все меньше — основная масса с наступлением холодов переходит на зимние шины. При их выборе каждый руководствуется собственными предпочтениями и толщиной кошелька. Кто-то покупает обычные фрикционные покрышки (их еще называют "липучками"), другие уверены, что зимой нужно ездить исключительно на шипах. На самом деле каждые зимние шины этих видов демонстрируют наибольшую эффективность в разных условиях. "Липучки" — больше для города, а шипованная резина незаменима в глубоком рыхлом снегу и при гололеде.

Щетки стеклоочистителей

В обильный снегопад "дворники" даже на максимальной скорости не справляются с очисткой лобового стекла? Это потому, что резина щеток от старости потеряла эластичность и они более не прилегают плотно к стеклу. Своевременная замена этой копеечной детали убережет от появления седых волос, когда придется экстренно объезжать внезапно возникшее на дороге препятствие.

Аккумулятор, до свиданья

Зимним утром нет ничего хуже, чем обнаружить, что машина не заводится из-за севшего аккумулятора — в то время как тебе везти ребенка в школу, а затем мчаться на деловую встречу в другой конец города. Сберечь нервные клетки очень просто: всего-то и нужно, что до наступления зимы проверить способность аккумулятора выдавать заявленный производителем стартовый ток. А после пяти лет использования аккумулятор лучше превентивно заменить, пока он не разрядится в самый неподходящий момент.

Если не новый аккумулятор, то хотя бы провода для подзарядки от двигателя другого автомобиля. В случае севшего аккумулятора кто-нибудь из соседей по стоянке обязательно согласится помочь "прикурить", но, как показывает практика, у него-то "крокодилов" и не окажется.

Включите свет

Учитывая более короткий световой день зимой и обязательное использование в Украине с 1 октября по 1 мая дневных ходовых огней или ближнего света за городом, электрооборудование должно быть исправно. Не стоит откладывать до последнего замену перегоревшей лампочки в фарах: это может обернуться тем, что в один далеко не прекрасный момент вы обнаружите себя в сугробе или врезавшимся в придорожное ограждение после объезда ямы, увиденной в самый последний момент. Не говоря уже о возможном штрафе, наложенном полицией.

Моторное масло

Температурный диапазон современных моторных масел достаточно широк, чтобы в течение всего года двигатель исправно работал с использованием смазки одной и той же вязкости. Но если в преддверии зимы регламентная замена лубриканта уж пару месяцев как просрочена, самое время это сделать до наступления холодов. Зимой мотор работает на повышенных нагрузках, и низкий уровень масла вкупе с накопившимися в нем продуктами износа — это риск серьезной поломки, устранение которой обойдется куда дороже стоимости новой канистры.

"Омывайка" дешевой не бывает

Если летом в бачок омывателя допустимо заливать воду, то при минусовых температурах — только специальную незамерзающую жидкость. Состав с недостаточной морозостойкостью либо купленная по дешевке ноунейм-жидкость непонятного происхождения — это не только бесполезная трата денег, но и высокая вероятность закупорки трубопроводов и форсунок омывающей системы. А еще — полная дезориентация на дороге из-за замерзшего лобового стекла.

Технологические жидкости

Если летом вы доливали в систему охлаждения воду (некоторые водители еще грешат таким), перед зимой антифриз лучше заменить. Аналогично — если предыдущая замена охлаждающей жидкости была более пяти лет назад.

"Пожилую" (3–5 лет) тормозную жидкость перед зимой тоже лучше заменить на новую: из-за гигроскопичности она уже набрала из воздуха достаточно влаги, чтобы привести к коррозии элементов тормозной системы и снизить эффективность тормозов.