Удивительный прототип Aria стал первым автомобилем японской марки, получившим обозначение MX (Mazda eXperimental) — впоследствии эта аббревиатура распространилась на серийные модели.
Дебютировавший на Токийском автосалоне 1981 года, концепт Mazda MX-81 Aria представлял собой сплав итальянского дизайна и японских технологий. Сотрудничество Mazda с кузовным ателье Bertone началось еще в начале 1960-х годов, когда Mazda привлекла молодого Джорджетто Джуджаро для работы над шоу-каром первого поколения Familia и Luce 1500.
Глава отдела дизайна Bertone в Турине Марк Дешам создал внешность MX-81, позаимствовав стилистические элементы концепта Volvo Tundra 1979 года. Окрашенный в золотой оттенок, футуристический MX-81 был создан на базе модели Mazda 323 и оснащен 1,5-литровым двигателем с турбонаддувом мощностью около 130 л.с. Благодаря итальянскому дизайну и японской инженерии получилось минималистичное, но эксцентричное четырехместное купе.
Автомобиль отличался большим и просторным салоном, выдвигающимися фарами, аэродинамическими колесами, убирающимися дворниками и вертикальными задними фонарями. Интересными особенностями были также фиксированные боковые окна с небольшим стеклом, которое можно было опустить изнутри и лишь одно зеркало со стороны водителя.
Внутри вращающиеся передние сиденья обтянуты кожаной обивкой с отделкой из разноцветной замши. Изюминкой интерьера было прямоугольное рулевое колесо, вдохновленное Формулой 1, со встроенными элементами управления поворотниками, дворниками, звуковым сигналом и фарами. Еще одним передовым решением стал цветной телевизор в центре "баранки", который отображал всю необходимую информацию и заменял традиционные приборы.
После своего дебюта купе отправилось на склад в штаб-квартире Mazda в Хиросиме. Стандартная процедура после показа прототипов заключалась в их утилизации, но по счастливому стечению обстоятельств MX-81 избежал этой участи. И хранился 39 лет, прежде чем его вновь обнаружили.
В конце 2019 года Mazda Italy отправила разработчику роторных двигателей и руководителю программы MX-5 Нобухиро Ямамото письмо с вопросом о давно забытом концепте, который они планировали использовать в презентации MX-30, первого серийного электромобиля марки. Ямамото отправился на поиски и 14 февраля 2020-го обнаружил под пыльным брезентом хорошо сохранившееся для своего возраста купе.
Тем не менее, автомобиль потребовал капитального ремонта двигателя и восстановление практически всех компонентов, включая радиатор, водяной насос и бензобак. Отремонтированы были также электрическая система, аккумулятор, рулевое управление и тормоза. А затем Mazda MX-81 впервые после столь долгого перерыва прошла тест на трассе.
Затем купе пересекло океан и прибыло в Италию для реставрации кузова и подбора правильного цвета для его окраски. Чтобы отметить 60-летие влияния итальянского дизайна на японский бренд, Mazda выкатила полностью восстановленное купе в компании с MX-30 на площадь Пьяцца-дель-Дуомо в Милане.
Помимо концептуальных и гоночных автомобилей, всего лишь несколько серийных моделей когда-либо носили это обозначение: MX-3, MX-6, культовый MX-5 Miata и совершенно новый электрический кроссовер MX-30.
Ранее Фокус сообщал, в украинской дилерской сети Mazda стартовали продажи новой версии Mazda6 с турбомотором. Автомобиль отличается не только стильным дизайном и продуманным интерьером, а и отточенной управляемостью.
Также мы рассказывали о превратившемся в серийный электромобиль кроссовере Mazda CX-30. Новинка была представлена на автосалоне в Шанхае и адресована китайскому рынку.