Разделы
Материалы

Среди волн. В Одессе показали "Франкофонию" Александра Сокурова

Оксана Савченко
Фото: oiff.com.ua

В секции "Специальный показ" на ОМКФ показали новый фильм Александра Сокурова "Франкофония" — об искусстве и тиранах, которые его уничтожают

Сокуров снял кино-размышление о Лувре и тиранах, о роли культуры в человеческой истории, о том, как она соотносится с войной, о необходимости сохранять искусство, о варварах, его уничтожающих. О том, что большое искусство и страдания человека идут рука об руку. О том, что ни одного тирана не остановил от кровопролития ни один шедевр. О том, что искусство ничего не меняет в подлецах, но заставляет действовать людей благородных. О том, что иногда идейные враги могут стать друзьями, потому что для них картины ценнее идеологии.

Фильм начинается с тихого закадрового голоса. Режиссер разговаривает в Сети с другом — капитаном корабля Дерком, который везет через океан музейные экспонаты. Штормит и, кажется, еще немного — и бесценный груз поглотит пучина. Аналогия — в лоб: океан — это человеческая история, капитан — человек, который пытается спасти искусство от войн и разрушений. В это время режиссер ходит по комнате и размышляет вслух, в течение всего фильма непрерывно звучит его тихий голос. Голос умного человека, задающего вопросы, но не дающего ответы. "…Зачем мне этот океан? Пусть живет рядом с нами своей жизнью. Зачем нам познавать эту стихию? Есть же у нас наши города. Наши уютные теплые квартиры".

В кадре появляются лица классиков — Толстого и Чехова. Сокуров апеллирует к ним, задает вопросы почти с детскими интонациями. "Взрослые уснули" — будто шутит он. Затем камера скользит по залам Лувра. В кадре портреты XVI–XVIII веков, Сокурову кажется, что они вглядываются в нас, а современному человеку, чтобы понять свою историю, надо вглядываться в них. Иначе какой смысл в сохранившихся шедеврах? В музее его сопровождают духи — Наполеона и Марианны, которые ведут себя как аутисты, рефреном повторяя каждый на свой манер одни и те же слова. Наполеон — "это я", Марианна — "свобода, равенство, братство". Символ Французской республики настолько частит, что благородный лозунг утрачивает свой смыл.

Главный сюжет "Франкофонии" — история, произошедшая в Париже во время оккупации нацистами. Герои — директор Лувра Жак Жожар и немецкий граф Вольф Меттерних (во время войны представитель страны-оккупанта). Сокуров в деталях, будто он там был, описывает первую встречу немца и француза, они пьют кофе и разговаривают на французском, прощупывая друг друга взглядами, оба преданные служители искусству, оказавшиеся по разные стороны баррикад. Благодаря Жожару и Меттерниху Лувр был спасен от разграбления во время войны.

Режиссер на первый взгляд настолько вольно использует видеоряд, что иногда фильм напоминает джазовую импровизацию

Режиссер на первый взгляд настолько вольно использует видеоряд, что иногда фильм напоминает джазовую импровизацию. Кажущаяся легкость — результат кропотливой работы. Сокуров в начале будто жалуется на то, что картина не монтируется как следует. Хроники оккупированного нацистами Парижа чередуются с фотографиями военного времени и мировыми шедеврами. Его тихий голос начинает звучать в иной тональности, когда речь заходит о блокадном Ленинграде, который, в отличие от Парижа, нацисты не пощадили, несмотря на Эрмитаж. Но об этом режиссер говорит кратко. Будто вскользь.

Сокуров о "Франкофонии" однажды заметил, что его фильм не только о Лувре и не только о 1940-х. Он о сегодняшней катастрофе, происходящей в мире, о движении ИГИЛ, которое разрушило Пальмиру. Интересно, как бы прокомментировал мастер то, что всего неделю назад из оккупированной захватчиками Феодосии вывезли 38 картин Айвазовского на "всероссийскую выставку" в Третьяковскую галерею. Утверждается, что картины пробудут в Москве до двухсотлетия художника в следующем году, а потом вернутся в Крым. Кто этому верит?

Несмотря на то, что добрую половину видеоряда фильма заняли картины и скульптуры, в памяти почему-то осталась самодовольная рожа Гитлера из хроники, по-хозяйски оглядывающего улицы Парижа, умершая от голода ленинградская девочка, глядящая прямо в кадр огромными мертвыми глазами, и улыбка Моны Лизы. И еще вдогонку сокуровскому бушующему океану вспомнилась картина "Среди волн" Айвазовского, которую мы вряд ли увидим в Украине в ближайшее время.