В театральном обозрении Фокуса: социально-психологическая драма о банкротстве, заказном самоубийстве и девичьей чести, иллюстрации к прозе и поэзии, старая трагедия на новый веселый лад, оживший предмет мужского гардероба и классическая сказка с современной моралью
В Малом театре поставили "Маклену Грасу": из подзабытой украинской пьесы 1930-х о махинациях польских дельцов и тяжкой доле польских люмпенов добыли общечеловеческие смыслы. Театр на Печерске инсценировал тексты Сергея Жадана; получилось мозаично и иллюстративно, но местами симпатично. В театре "Актер" доказали, что сюжет о Дон Жуане можно запросто подать в комедийном ключе. Театр на Подоле остался верен традиционному прочтению классики, однако в его интерпретации гоголевской "Шинели" есть свои фишки. В "Снежной королеве" Театра им. Франко тоже имеются сюрпризы: сказку середины XIX века дополнили современным экологическим месседжем и говорящим по-птичьи пингвином.
"Маклена Граса"
Украинский малый драматический театр
(фото: Алексей Товпыга)
Что: пьеса Миколы Кулиша. Написана в 1933-м, впервые поставлена в театре Леся Курбаса "Березиль". В последующие годы к "Маклене Грасе" режиссеры обращались редко. Из столичных спектаклей постсоветского времени можно вспомнить разве что "Квітку Будяк" — современную адаптацию кулишовской пьесы (текст Натальи Ворожбит, постановка Станислава Моисеева, 2013, Театр им. Франко).
Кто: режиссер спектакля — 26-летний Дмитрий Весельский, самый молодой театральный худрук столицы. Важная роль в создании постановки принадлежит его брату Станиславу, автору музыкального решения и исполнителю роли пса Кунда.
О чем: маклер Зброжек пытается завладеть убыточной фабрикой аристократа Зарембского, из расчета сватающегося к его дочери, но из-за внезапного банкротства остается без гроша. Зброжек хочет покончить с собой, но решает организовать собственное убийство — в таком случае его жена и дочь получат крупную страховую сумму. Исполнить задуманное должна 13-летняя Маклена Граса, чью бедствующую семью Зброжек собрался оставить без жилья. Перед Макленой встает моральная проблема: убить или не убить? Взять деньги или не брать?
Как: с душой, но без фальши, со страстью, но без чрезмерной экзальтации, с юмористическими обертонами, но без хохмачества. Со сценографическими находками — к примеру, подвал, в котором живут Грасы, превратился в крошечный закуток, забраться в который можно только лежа. С хорошими актерскими работами — прежде всего Юрия Кулинича (Зброжек) и Юрия Шульгана (Граса). С проникновенным музыкальным рефреном: фраза из сказки об Ивасике-Телесике "Гуси, гуси, гусенята! Візьміть мене на крилята" превратилась в центральный мотив спектакля, в котором воплотилась тоска по вольной воле и мечта об иной жизни.
"Поколение пепси"
Киевский академический театр на Печерске
(фото: Вероника Литкевич)
Что: спектакль создан по прозаическим фрагментам и стихотворениям Сергея Жадана. Единого сюжета нет, эпизоды разножанровые, связи между ними формально-условные.
Кто: "Поколение пепси" поставила Вероника Литкевич, молодая актриса театра, в последнее время пробующая себя в режиссуре.
О чем: о жизни нашей — нелепой и трогательной, грешной и праведной, бестолковой и трагической. Об эпохе, которую где ни поскреби — под пластиковым покрытием благопристойности обнаруживается ржавая арматура идиотизма. О том, что высокое всегда бок о бок с низким, а порой — и в обнимку.
Как: это не столько самостоятельная постановка, сколько сценические комментарии к произведениям Жадана. Если прозу Литкевич инсценировала, то поэзия, звучащая преимущественно ближе к финалу, обходится почти без визуальной поддержки. Разнородные пазлы скреплены единой эстетикой, перекликающимися со сценическим действием видеофрагментами, а еще — периодическим появлением странной фигуры с синим аватаровским лицом, именуемой в афише богиней Кали (Полина Снисаренко, она же хореограф спектакля).
"Дон Жуан. Коктейль"
Театр "Актер"
Что: афиша сообщает, что спектакль представляет собой фантазии на основе произведений классиков. Под классиками, вероятно, подразумеваются Тирсо де Молина, Александр Пушкин и Леся Украинка.
Кто: коктейль "Дон Жуана" взболтали драматург Марина Смилянец и режиссер Максим Голенко, который поставил немало спектаклей по классике, переделанной под современность.
О чем: основная сюжетная канва истории о Дон Жуане, соблазняющем Донну Анну и приглашающем в гости Командора, сохранена, но приключения героя-любовника приобрели по большей части фарсовый характер.
Как: это очень актерский спектакль, и впечатление от него во многом зависит от того, кто играет. Например, образ Дон Жуана на демоническом мачо Михаиле Кукуюке сидит как влитой, а вот как в нем себя чувствует менее харизматичный Александр Жила, я могу только гадать. В роли вечного нытика Лепорелло я видел фактурного Максима Максимюка, но уверен, что Александр Ярема выглядит в ней ничуть не хуже. И вот еще что важно: собираясь на спектакль театра "Актер", не забывайте, что Марина Смилянец — это не Леся Украинка, а "Дон Жуан. Коктейль" — не трагедия, а забава.
"Шинель"
Киевский академический драматический театр на Подоле, Театральная гостиная
(фото: Ira Marconi)
Что: интересно, есть ли здесь люди, не читавшие гоголевскую "Шинель" или хотя бы не знающие, о чем там речь?
Кто: и снова молодой режиссер, но уже при регалиях: в 2017 году Валерия Федотова стала лауреатом премии "Киевская пектораль" в номинации "лучший режиссерский дебют" за спектакль "Ослик должен быть худым".
Повесть Николая Гоголя "Шинель" сейчас самый популярный текст на киевской сцене
О чем: о том, как бедный титулярный советник Акакий Башмачкин справил себе новую шинель. Когда ее украли, умер с горя, а потом, уже мертвый, принялся мстить.
Как: не знаю, насколько худым вышел у Федотовой премиальный ослик, а вот Акакий Акакиевич в ее спектакле очень щуплый, кроткий, трепетный и вызывающий сочувствие. Еще одна блестящая роль Романа Халаимова, умеющего перевоплощаться в персонажей совершенно разного склада, — для сравнения можно вспомнить его инфернального Марлена в "Диком поле". Самый оригинальный режиссерский ход в спектакле — оживающая шинель. В постановке Федотовой она превращается в важного господина приблизительно так же, как это делал гоголевский Нос.
"Снежная королева"
Национальный академический драматический театр им. Ивана Франко
(фото: Национальный академический драматический театр им.Ивана Франко)
Что: одна из самых известных сказок наиболее знаменитого в мире сказочника.
Кто: если вы до сих пор не слыхали о Петросяне, постарайтесь запомнить это имя: место Давида в списке самых талантливых молодых режиссеров Украины сомнению не подлежит.
О чем: ладно, "Шинель" кто-то может и не знать, но уж "Снежную королеву" Ганса Христиана Андерсена знают все. Или нет?
Как: детская постановка Петросяна получилась гораздо более традиционной, чем взрослые. В ней все как положено: непременный интерактив ("Дети, вы хотите, чтобы Герду отпустили?" Дети оглушительным хором: "Да-а-а!"), экологическая мораль ("Кай, елки рубить нехорошо! Кай: "Я больше не буду!"), внятные нравоучения ("Нельзя заставлять дружить насильно, свобода важнее всего!"). Несколько удивило появление среди персонажей не предусмотренного Андерсеном, смешно повизгивающего пингвина, который вообще-то обитает только в Южном полушарии. С другой стороны, сказка есть сказка, и если режиссер захочет, в Лапландии появится хоть пингвин, хоть крокодил, хоть чупакабра.