Разделы
Материалы

Передел киномира. Убьют ли стриминговые сервисы большое кино

Константин Рылев
Фото: Getty Images

В индустрии кино грядут крутые перемены: вместо Голливуда на авансцену выходят стриминговые платформы, главная из которых — Netflix. Фокус разбирался, что ждет киноманов

"Телевидение и кино — два разных "зверя". К ним добавился новый — Netflix. Это синтетический хищник, он искусственно создан, но ведет себя умнее и дальновиднее старых, которые самонадеянно думали, что у них весь мир в кармане", — говорит Фокусу Любомир Левицкий, украинский режиссер ("Тени незабытых предков"), работавший в Голливуде.

Активный рост стриминговых платформ начался четыре года назад. Главные из них — Netflix, Hulu, Amazon Prime Video, Disney+, CBS All Access, Apple TV+. В сравнении с походом в кино их плюс для зрителя — в большем выборе контента: от боевиков и мелодрам до мировых стриминговых хитов вроде сериала "Карточный домик". Более того, стриминг следит за вашим вкусом и подбирает репертуар, согласуясь с ним: вы видите на экране любимых актеров в тех жанрах, которые предпочитаете. Такое исключительно внимательное обслуживание к тому же и стоит немного: средний тариф на месячную подписку — $10.

Нюансы стримингового кинопродукта

В 2017 году между стриминговым монстром Netflix и старейшей голливудской компанией Disney разгорелся конфликт. Последняя запретила Netflix использовать свои фильмы, чтобы вскоре запустить собственную стриминговую платформу Disney+. В 2019-м компания купила студию Fox за $71,3 млрд, чтобы увеличить производственные мощности и создавать продукт для Disney+. Результат не заставил себя ждать: фантастический сериал из вселенной "Звездных войн" — "Мандалорец" (1–2-й сезоны-2019, 2020) — о воине, оберегающем звездного малыша — детальную копию мастера Йоды, стал мировым бестселлером.

"Мы без большого кино долго не продержимся. Уже сейчас дефицит фильмов — только европейское кино или американских независимых студий. А про ноябрь — декабрь молчу: все крайне мрачно"
Наталья Байдан, гендиректор сети "Планета Кіно"

Netflix же добрался даже до "пиратской" Украины: осенью этого года отечественные Postmodern Postproduction и "Так Треба Продакшн" (обе — в структуре FILM.UA Group) получили от платформы наивысший партнерский статус Gold. Теперь они могут дублировать продукты Netflix. А таковых немало: компания с 2013 года выпустила уже более 400 своих сериалов и 250 фильмов. Самые популярные среди них: "Тайлер Рейк: Операция по спасению" (99 млн просмотров), "Птичий короб" (89 млн), "Правосудие Спенсера" (85 млн), "Загадочное убийство" (73 млн), "Очень странные дела" (64 млн), "Академия "Амбрелла" (45 млн просмотров). Мировым хитом также стал "Бумажный дом" о банковских грабителях — Робин Гудах (испанское отделение Netflix).

Стриминг не обходит стороной и авторское кино. "Нанимая первоклассных специалистов (режиссеров, сценаристов, операторов, актеров), Netflix обеспечивает им адекватный бюджет, тем самым гарантируя конечный результат не хуже того, что могут дать традиционные студии", — говорит Евгений Ясенов, кинообозреватель Showtime. Из таких картин Netflix — фильм "Рома" мексиканца Альфонсо Куарона, получивший венецианского "Золотого Льва" и "Оскара" как "Лучший фильм на иностранном языке". А на счету "Ирландца" Мартина Скорсезе, профинансированного этой компанией, девять номинаций на "Оскар".

Обратим внимание на один нюанс. "Netflix не рождает новых звезд, но нанимает известных режиссеров и актеров, паразитируя на раскрученных именах. Они не заинтересованы в создании новых. За них работают постеры и кнопки. Этим они нивелируют культ большого кино", — отмечает Левицкий.

"Netflix — это малобюджетная история. Их цель — дать зрителям что-то посмотреть вечером на малом экране, если у них нет другой альтернативы. Это не крупнобюджетное кино", — подтверждает Наталья Байдан, гендиректор сети "Планета Кіно".

Это Конец? Британская сеть Cineworld закрывает залы в Великобритании и США — из-за пандемии премьеры переносятся

Зато у стриминговых производителей больше свободы, чем у Голливуда. Например, боевик "Тайлер Рейк" 2020 года с Крисом Хемсвортом (его герой, спасая мальчика, покрошил половину Непала) из-за жестоких сцен насилия получил бы ограничения для проката, а здесь — смотрите на здоровье. А в случае с боевиком "Правосудие Спенсера" с Марком Уолбергом критики ругали фильм за "жанровую размытость" и "постмодернистскую иронию", но это же и приносит успех: здесь режиссеры, не связанные жесткими голливудскими рамками, больше экспериментируют. "Развлекательное кино зашло в тупик. Сейчас студийная система держится на маркетологах и менеджерах. Беда в том, что они не создают новое, а умеют только клишировать. Это то, что получилось с последним "Терминатором" (2019), — стыдно смотреть. Там стереотип на стереотипе", — подчеркивает кинокритик Андрей Алферов.

С начала нулевых в голливудских блокбастерах наращивался аттракционный потенциал — из-за крупных гонораров в них были задействованы и серьезные актеры вроде Энтони Хопкинса, но играть им там было нечего. Даже такой большой режиссер, как Кристофер Нолан, в своем премьерном шпионском боевике "Довод" (2020) переборщил с аттракционной составляющей в ущерб разработке характеров. $300 млн кассовых сборов при таком же бюджете ($200 млн — заявленный бюджет плюс рекламные расходы) — это провал. "Крупные блокбастеры в основном снимаются для подростков. Аудитория 30+ перекочевала к малым экранам, потому что эти сериалы и фильмы снимают крупные режиссеры. Подобная ситуация была в начале 1990-х, когда зрители ушли из кинотеатров. Подростки не хотят смотреть Скорсезе. Зато на частных маленьких экранах его новые фильмы находят взрослую аудиторию, которая не желает сидеть в кинотеатрах и есть попкорн, наблюдая, как кто-то рядом торчит в "Фейсбуке" или разговаривает по телефону", — говорит Алферов.

Кассовые провалы "Довода" и диснеевской "Мулан" о боевой китаянке во многом похоронили надежды традиционной киноиндустрии на быстрое возрождение после жесткого ковидного карантина.

Фактор коронавируса

Коронавирус резко ускорил процесс завоевания кинорынка стримингами. Введение карантина тотально увеличило интерес к сервисам: за это время на Netflix подписалось 16 млн пользователей, что вдвое опередило прогнозы компании. Общее количество пользователей платформы — 200 млн.

В связи с эпидемией банкротятся сети кинотеатров. В Великобритании Cineworld объявила о закрытии всех залов в стране из-за переноса на весну 2021 года проката нового фильма о Джеймсе Бонде "Не время умирать" и картины "Форсаж-9".

Крупнейшая американская сеть кинотеатров AMC тоже заявила о нехватке денежных средств, вскоре они могут объявить себя банкротами: сотрудники AMC сообщили, что в их открывшихся 494 кинотеатрах (из 598) посещаемость снизилась на 85% по сравнению с докарантинным периодом. Главные кинотеатры страны — в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке — закрыты из-за неблагоприятной эпидемиологической обстановки.

С украинскими кинотеатрами ситуация немногим лучше. "Мы без большого кино долго не продержимся. Это вопрос времени. Пытаемся пережить октябрь, но уже сейчас — дефицит фильмов: есть только европейское кино или американских независимых студий. Про ноябрь — декабрь молчу, там все крайне мрачно, — делится Наталья Байдан. — Кое-какие блокбастеры намечены на декабрь, но я только что общалась с британским офисом, где мне сказали, что это не факт. Уже, например, убрана декабрьская премьера "Дюны". На декабрь пока остались только "Чудо-женщина" и "Смерть на Ниле".

От зрелищ — к хлебу: повторение 1990-х

Так что, конец большому кино? "В начале 1990-х все кричали: "Видео убило кино!" Но нет, оно спровоцировало его новый виток, оно вскормило новое поколение "неоварваров": Дэвида Линча, братьев Коэнов, Содерберга. Спрос на видео был такой, что предложение за ним не успевало. Тогда открылось огромное количество маленьких студий: они снимали для формата VHS. У них были небольшие бюджеты, но публика хотела смотреть новое, поэтому активно покупали видеомагнитофоны. Так выкормили целую плеяду независимого американского кино. Сейчас же фильмов уровня "Джокера" (2019) не напасешься, которые бы устраивали всех — и массового зрителя, и более глубокую аудиторию. А стриминговые платформы удовлетворяют непростой сегодняшний спрос", — считает Алферов.

"Телевидение и кино — два разных "зверя". И к ним добавился новый — Netflix. Это синтетический хищник, но сейчас он ведет себя умнее и дальновиднее старых"
Любомир Левицкий, кинорежиссер

Отметим, что в 1990-е, в эпоху видео, голливудская индустрия не сидела сложа руки, а предпринимала невероятные усилия, чтобы вернуть публику в пустые залы. В первую очередь это технические новинки, эффект от которых нельзя было получить дома. Появление залов с объемным звуком Dolby Digital вызвал массовый интерес. Следующий его всплеск породило объемное изображение: в 2009 году с "Аватаром" в кино пришел формат 3D. В залах он царил вплоть до последнего времени, но и этот виток закончен.

Интересно, как увеличивается сейчас география распространения стриминга. В планах Netflix — 17 новых сериалов в Юго-Восточной Азии. Производить будут в Японии, Таиланде, Индии, Южной Корее и на Тайване. Netflix пока не удалось напрямую выйти на рынок Китая, но работа в этом направлении ведется. "В Китае быстро восстанавливается сеть кинотеатров, им не хватает контента. Они разрешили заполняемость до 75%. Голливуд там уступает позиции локальным производителям — конкурентам, местное кино зарабатывает бешеные деньги. Netflix же как раз и вкладывает деньги в локальное кино", — отмечает Байдан.

"Идет серьезная смена дистрибуции. Ближайшие пять лет во всех странах начнет развиваться локальное кино. Этому способствуют стриминговые платформы — они начинают точечно завоевывать местные рынки, — объясняет Любомир Левицкий. — Например, они могут прийти в Украину, найти лучших режиссеров и начнут за свои бюджеты делать украинское кино. Ближайшие пять лет будут за стриминговыми платформами, но после классические студии вернут утраченные позиции. Возможно также, что Netflix начнет по дешевке скупать обанкротившиеся сети кинотеатров. И когда через пять лет снова возникнет потребность в ярких киноаттракционах, они перезапустят залы", — прогнозирует Любомир.