В ноябрьском книжном обозрении Фокуса — пять очень разных образцов нон-фикшен: кулинарно-культурологическая эссеистика, документальный роман о море, научпоп об эволюции, записки путешественника и гид по современной украинской литературе
В новой книге Александра Гениса соединились три главных увлечения русского писателя из Нью-Джерси: культура, путешествия и кулинария. Норвежец Мортен Стрекснес рассказал о том, как ему вздумалось порыбачить на гренландскую полярную акулу и что из этого вышло. Знаменитый британский популяризатор науки Ричард Докинз на конкретных примерах описал принцип работы естественного отбора, превращающего невероятное в очевидное. Вышел сборник путевой прозы Евгения Деменка. О каких бы дальних странах он ни писал, в них всегда обнаруживается одесский след. Литературный критик Татьяна Трофименко разобрала по косточкам "сучукрлит" и его представителей, хороших и разных.
Александр Генис "Княгиня Гришка"
АСТ, 2019
Кто: писатель, журналист, литературовед. Родился в Рязани, жил в Риге, в 1977-м эмигрировал в США. Многолетний ведущий Радио "Свобода", самый яркий русский эссеист современности.
Что: очередное обращение Гениса к теме кулинарии после книг "Русская кухня в изгнании", написанной в соавторстве с Петром Вайлем, и "Колобок. Кулинарные путешествия". Название "Княгиня Гришка" взято из иронических заметок Ильфа и Петрова о том, как Голливуд изображает русскую историю.
Прочитав сентенцию Евгения Деменка о странах и годах, Юрий Володарский
с грустью подумал, что количество государств, где он побывал, почти на треть меньше количества прожитых им лет, и догнать уже вряд ли получится
О чем: в книге три раздела, названных с характерным генисовским остроумием "Первое", "Второе" и "Третье". "Первое", с подзаголовком "Кулинарные истории", — обо всем понемногу: о скудости советской кухни, о достоинствах пирогов и пирожков, о продуктовом рынке как сердце любого города, о том, почему кулинария — это мать человечества. "Второе: Вслед за обедом" посвящено кулинарной географии, в нем идет речь о блюдах Турции и Швейцарии, Таиланда и Армении, Индии и Мексики, Шотландии и Калифорнии, Прованса и Нового Орлеана. "Третье: Застольные беседы" — снова о том о сем, в этой главе Генис объясняет, почему возникла фаршированная рыба, рассказывает, как Довлатов варил пельмени, и уверяет, что настоящий буйабес готовят только в Марселе "из пяти видов пойманной на удочку клейкой рыбы, включая страшного морского скорпиона".
Как: чтение Гениса — воистину гурманское удовольствие. Каждую его книгу можно разобрать на цитаты и метафоры, которых хватит еще на одну книгу. Например, замечая, что прелесть грузинской кухни объясняется редким разнообразием используемых трав, Генис выдает прелестное сравнение: "Когда грузин ест шашлык, он напоминает сразу и волка, и козу".
Мортен А. Стрекснес "Времена моря"
Corpus, 2020
Кто: писатель, журналист, философ, колумнист ведущих норвежских СМИ.
Что: самая известная книга Стрекснеса, объединившая вроде бы совершенно разнородные жанры: приключенческую прозу, научно-популярную литературу, этнографию, семейную хронику, психологический роман.
О чем: о том, как автор и его друг с острова Энгелей на северо-западе Норвегии, то есть реально на краю света, решили поймать акулу. Да не простую, а гренландскую полярную. То есть жуткую тварь весом в тонну, крупнейшего из хищников, когда-либо населявших Землю, самую долгоживущую из всех позвоночных — биологи предполагают, что эти монстры могут дотягивать до 500 лет.
Как: название содержит два смысла. Во-первых, действие длится год, а главы именуются "Лето", "Осень", "Зима" и "Весна". Во-вторых, речь о том, как развивалась жизнь в океане на протяжении сотен миллионов лет. Книга Стрекснеса — настоящий панегирик морю, на редкость увлекательный и обаятельный рассказ о его долгих и сложных взаимоотношениях с людьми.
Ричард Докинз "Восхождение на гору Невероятности"
Corpus, 2020
Кто: этолог, эволюционный биолог, один из самых известных в мире авторов научно-популярной литературы. Убежденный атеист и дарвинист.
Что: книга 1996 года, описывающая, как естественный отбор влияет на развитие организмов. Как под его воздействием случайные мутации складываются в закономерные процессы. Как постепенно, шаг за шагом приспосабливаясь к окружающей среде, простые конструкции превращаются в невероятно сложные.
О чем: в качестве примеров Докинз использует устройство паутины, структуру глаза, форму раковины. Последовательно, обстоятельно, с использованием иллюстраций он показывает, каким образом насекомые, ракообразные и млекопитающие умудрились вырастить себе органы и обрести умения, необходимые для выживания и продолжения рода.
Как: это не такая легкая и увлекательная книга, как две предыдущие, она требует известной подготовки, внимания и соучастия. Впрочем, если особенно подробные объяснения заведут в слишком густые дебри науки, их вполне можно пропустить.
Тетяна Трофименко "#Окололітературне. Усе, що ви хотіли знати про сучасну українську літературу"
Vivat, 2019
Кто: самый язвительный из всех литературных критиков страны — разве что кроме автора этих строк.
Что: сборник текстов об украинских писателях, их книгах и особенностях национального литературного процесса.
О чем: в самом большом разделе книги собраны рецензии на романы последних десятилетий. Трофименко пишет и о знаковых книгах ("Музей покинутих секретів" Оксаны Забужко, "Ворошиловград" Сергея Жадана), и о менее известных ("Родимки" Ирины Цилык, "Гербарій коханців" Наталки Сняданко), и об откровенной попсе ("Молоко з кров"ю" Люко Дашвар, "Залишенець. Чорний ворон" Василя Шкляра). Самые ядовитые главы посвящены типам женских образов "сучукрлита" и видам современных украинских писателей. Попробуйте догадаться, какими ехидными этикетками снабжены, например, Юрий Андрухович, Андрей Кокотюха или Андрей Любка.
Как: книга Трофименко доказывает, что критика бывает как минимум нескучной, иногда веселой, а порой и вовсе смешной.
Евгений Деменок "Свежий ветер с моря. Записки одесского путешественника"
"Фолио", 2020
Кто: писатель, журналист, историк искусства, меценат. Родился в Одессе, живет в Праге.
Что: Деменок пишет и о странах, хорошо известных украинским туристам (Германия, Италия, Чехия), и о тех, которые мы знаем чуть меньше (США, Греция, Ирландия), а еще о тех, которые остаются для нас экзотикой (Индия, Никарагуа, Коста-Рика).
О чем: вследствие своей любви к живописи автор предпочитает города со знаменитыми музеями изобразительного искусства — отсюда в его книге немало страниц, посвященных картинам и художникам. А еще Деменок большой патриот родного города, поэтому в "Свежем ветре с моря" немало рассказов об уроженцах Одессы: судьба щедро разбросала по миру и написанные ими произведения, и их самих.
Как: характерно, что самых популярных туристических мест Деменок старается избегать. В Венеции он идет в еврейское гетто, в Париже не в "Мулен Руж", а в Crazy Horse, а в Вене не в Альбертину, а в Музей Фрейда.