Истинное лицо Шрека. 20 лет культовому мультфильму, изменившему мировую анимацию
В 2022 году выйдет пятое продолжение истории о людоеде с человеческим лицом. А 20 лет назад "Шрек" навсегда изменил мир мультфильмов.
18 мая 2001 года на экраны вышел "Шрек" — первый мультфильм, получивший "Оскар" в номинации "Лучшая анимационная картина" и перевернувший представление об анимации. После него полнометражные мультфильмы работают на три возрастных аудитории: детей, подростков и взрослых. Для детей — яркие персонажи и драки, для подростков — динамичный сюжет, для взрослых — множество ироничных отсылок к другим произведениям, пародирование современных реалий и черный юмор на грани фола. Такой большой охват зрителей привел к коммерческому прорыву "Шрека": при бюджете $60 млн кассовые сборы составили $484 млн.
Неугомонный Катценберг
Этот мегауспех произошел при участии скандального, но талантливого продюсера Джеффри Катценберга. Благодаря его усилиям студия Disney, где он несколько лет трудился директором по производству, совершила прорыв, выпустив мультфильм "Король Лев" (1994). В нем, напомним, шекспировского "Гамлета" облекли в форму басенной истории для детей: младший брат подло убил старшего — короля Льва — и занял его место, подставив его сына Симбу. Однако финал, в отличие от шекспировского, счастливый — вероломный дядя повержен, а Симба возвращает себе трон. Невероятный успех "Короля Льва" (бюджет — $45 млн, сборы — $763 млн) придал Джеффри уверенности, и он потребовал для себя от гендиректора Disney Майкла Айснера должность президента киностудии. Но тот ему отказал, и в этом было что-то личное, ведь Айснер — консервативный идеалист, а Катценберг — революционный экспериментатор. Конфликт привел к увольнению последнего, но это было эмоциональным промахом Майкла: за разрыв контракта Катценберг через суд отсудил у Disney астрономическую сумму — $280 млн. Парадокс в том, что когда-то именно Айснер устроил его в Disney.
Но финансовое удовлетворение — половина дела. Катценберг хотел победить бывшего работодателя на креативном поле — рынке анимации. Для этого нужно было нечто сверхординарное. Джеффри собрал блистательную кампанию: он вместе с продюсером и режиссером Стивеном Спилбергом и музыкальным продюсером Дэвидом Гиффеном основывает студию DreamWorks Animation. У Спилберга чутье на новые успешные направления, неспроста он влез в анимационное дело. Причем не с пустыми руками: за $500 тыс. выкупил права у писателя Уильяма Стейга на детскую книжку "Шрек!", получившую до этого пару американских литературных премий.
Отец "Шрека"
Известность Стейгу принесла его работа карикатуристом в американской прессе. В 60 лет он начал писать детские книги и иллюстрировать их. Сказку "Шрек!" сочинил в 1990 году в возрасте 83 (!) лет. Это небольшой рассказ на 32 страницы. В переводе с идиша слово "шрек" означает "ужас". Стейг был выходцем из польско-еврейской эмигрантской среды, детство его прошло в Бруклине, где был сплошной "шрек".
В книжке — эффектный перевертыш: зеленый монстр огр, родственник злобных троллей, не был злодеем, напротив, он — добродушное существо, несмотря на устрашающую внешность великана с кривыми зубами и торчавшими трубочкой ушками. Тем не менее, сказка не церемонилась с читателями: родители огра выгнали его из дома пинком под зад, ведьма в лесу нагадала удачную женитьбу, и после ряда приключений вместе с ослом он нашел невесту — принцессу, но такую же уродливую, как сам. Оба не чаяли души друг в друге.
"Я обошел весь белый свет, но безобразней грымзы нет!" — восхищается Шрек.
"Еще не видела природа такого мерзкого урода!" — восторженно отвечает ему принцесса.
Спилберг разглядел потенциал этой сказки, тем более что у нарисованного Шрека был реальный и непростой прототип.
Прообраз монстра
Стейг любил рестлерские бои, а в 1940-е годы звездой этих состязаний в США был Морис Тийе — француз русского происхождения. Несмотря на прозвище Французский Ангел, у него была своеобразная внешность вроде питекантропа. За прозвищем скрывалась трагедия. Родился он в России, в семье французов, после Октябрьской революции переехал с матерью на ее родину. В 17 лет заметил, что у него стали расширяться суставы и начала опухать голова. Диагноз — акромегалия, или гигантизм. Гипофиз из-за доброкачественной опухоли выделял излишки гормона роста. При росте 174 см Тийе весил 125 кг: был очень широк, а голова стала примерно в два раза больше, чем у обычного человека. И если в детстве его за милое личико звали Ангел, то к 19 годам к отталкивающей внешности добавился грубый голос.
Морис Тийе в парижском колледже подвергался травле, но недюжинная физическая сила и добродушие его выручали. При этом он был интеллектуалом: знал 14 языков, сочинял стихи, стал толковым корабельным инженером, хотя имел юридическое образование. Его заметил французский кинематограф. Самая крупная роль — горбуна Квазимодо из "Собора Парижской Богоматери".
Однажды на улице его увидел литовский рестлер Каролис Пожело и предложил заняться этим видом спорта. После переезда в США Тийе в мае 1940-го стал там чемпионом в тяжелом весе. Рык и "медвежьи объятия" стали его фишкой. Как звезда рестлинга он дал множество интервью, где рассказывал , что его болезнь спровоцирована травмой от удара копытом мула (помесь осла и кобылы), когда он был подростком.
Стейг воплотил, как мог, свои впечатления от Мориса, но и сценаристы факты жизни французского рестлера использовали на полную катушку.
Сказочная тирания
Спилберг хотел сделать романтическую мультсказку, но Катценберг в своей тактике пошел вразрез с традиционной анимацией. Трое опытных сценаристов (Тед Эллиот, Терри Россио, Джо Стиллман) дерзко внедряют в детскую сказку взрослые проблемы и юмор, а Шрек в волшебном мире проявляет ироническое здравомыслие в духе главного героя романа Марка Твена "Янки при дворе короля Артура", который попадает из XIX века в Средневековье. В начале фильма Шрек читает в туалете сказку о принцессе, а затем, хмыкая и с репликой "Бредятина", вырывает эту страницу, чтобы использовать ее в гигиенических целях.
В фильме проводится идея: неважно, какой ты снаружи, главное, что в душе. У монстра оказывается доброе сердце, а пекущийся о безупречности лорд — садист и тиран
Сказочная реальность мультфильма насыщена мрачными историческими и политическими аллюзиями. Лорд Фаркуад поступает как диктатор: в королевстве Дюлок он устраивает охоту на ведьм — арестовывает всех носителей колдовства. Его идеал — симметричные улицы, дома, стерильная чистота и "нормальная" жизнь без иррациональной магической составляющей. Солдаты здесь ловят "волшебную нечисть", причем за сдачу сказочных существ предлагается награда. Это римская проскрипция, которую придумал император Сула (80 год до н. э.), — список лиц, за которых при поимке положена денежная награда. Их вина только в том, что они не нравятся власти.
Так, в кадре мы видим очередь, где папа Карло сдает за несколько монет своего сына Пиноккио. "Заберите куклу, одержимую дьяволом", — после говорит солдат. "Я не кукла, я — ребенок!" — кричит несчастный Пиноккио.
Лицу Фаркуада мстительный Катценберг придал черты Айснера: только лорд — карлик, а Айснер — баскетбольного роста. Таблички "Смех", "Аплодисменты" для подданных Фаркуада, чтобы знать, как реагировать, — это тоже отсылка к древнему Риму, где императоры Сула и Нерон выступали на сцене и публика послушно реагировала на эстрадные экзерсисы своих правителей.
Сценаристы "Шрека" по-постмодернистски собрали десятки персонажей из разных сказок: трех поросят, Крысолова, Белоснежку и семь гномов. Говорящему Ослу удается сбежать, и он попадает на болото к Шреку. Тот при нем разгоняет крестьян, прибывших убить монстра кольями.
"А ты клевый, Шрек, — восхищается Осел. — Тебе плевать на общественное мнение".
Юмор для взрослых
Болото Шрека заселяют сотни сказочных беженцев, и он вынужден идти к лорду разбираться. А в это время Волшебное зеркало представляет Фаркуаду невест в духе американских телешоу: "Вот Белоснежка. Живет с семью гномами, но отнюдь не дешевка".
В первой части "Шрека" представлена одна из самых шокирующих шуток в анимации. Когда принцесса Фиона поет, ей подпевает птичка. Они голосят дуэтом, но когда принцесса берет запредельно высокую ноту, птичка, раздувшись, лопается. Следующий кадр — Фиона жарит глазунью из трех яиц птички, которые были у нее в гнезде. На самом деле этот эпизод отсылает к "Белоснежке и семи гномам" (1937) Диснея, где в точности была воспроизведена эта сцена с пением Белоснежки и птички, но без летального исхода последней. Словом, Катценберг наносит романтизму тотальные удары!
Что "уравнивает" такие жесткие эпизоды и балансирует фильм? Позитивные поступки главных героев. Грубый Шрек все-таки извиняется перед Ослом, когда хочет узнать правду о чувствах Фионы, и признает, что он стал ему другом. В фильме проводится стержневая идея: неважно, какой ты снаружи, главное, что в душе. У монстра, оказывается, доброе сердце, а постоянно пекущийся о безупречности лорд — садист и тиран. Из социального изгоя Шрек становится победителем, как раз благодаря своему мастерству борца, когда на рыцарском турнире в Дюлоке мастерски раскидывает противников, превращая поединок в чемпионат по рестлингу. Это случилось в точности, как у его прототипа Мориса Тийе.
Изумрудного цвета Фиона после поцелуя любви превращается… нет, остается такой же зеленой — под стать своему жениху Шреку. Главное преображение внутреннее — они счастливы в любви друг к другу.
Кто есть кто
В картине масса иронических перевертышей.
Робин Гуд здесь не благородный разбойник, а хам, беззастенчиво пристающий к Фионе в окружении своих головорезов. Однако принцесса в стиле Джеки Чана размазывает бандитов по деревьям. Причем в моменте с замедленной съемкой пародируется схватка в "Матрице".
Грозный огнедышащий дракон, стороживший Фиону, оказывается девочкой-драконом. Чтобы спасти себя, Осел кричал в драконью пасть: "Какая улыбка! Белые сверкающие зубы. Пользуешься отбеливающей пастой каждое утро? Дракон-девочка? Конечно, я прав!" Дракониха начинает кокетничать и влюбляется в серого кавалера. В итоге они составят хоть и нелепую, но чудесную пару.
Лорда Фаркуада, выступавшего против волшебства и не верящего в любовь (на принцессе Фионе он женился из-за расчета стать королем), сожрет существо, символизирующее грозную магическую силу, — влюбленная дракониха. При этом подданные лорда встретили смерть правителя ликованием. Формула успеха "Шрека" проста: изгой — диктатура — победитель тирана.
Продолжения "Шрека"
"Шрек – 2" (2004), где герой пробует силы уже в качестве короля, собрал еще больше в прокате — $919 млн. В районе $800 млн собрали третья (2007) и четвертая (2010) части. И вот после 12-летнего перерыва, в 2022 году, студия DreamWorks Animation готовит к выходу "Шрека — 5".
Добавим, что мультфильмы нулевых годов от этой студии — "Мадагаскар", "Кунг-фу панда" и "Как приручить дракона", где тоже хватает иронических перевертышей, интересных детям и взрослым, — навсегда изменили характер анимации, которая теперь "для всех".