Разделы
Материалы

Голос Бабьего Яра. Как трагедия 1941-го ощущается в Киеве 80 лет спустя

Вера Едемская
Фото: yadvashem.org | Тела людей, убитых во время конвоирования евреев в Бабий Яр, Киев. Октябрь, 1941

80 лет назад, осенью 1941-го, начались расстрелы в Бабьем Яру. Не менее 150 тысяч мирных жителей (женщин, детей, стариков) стали жертвами неприкрытой и беспричинной ненависти. Эту боль не удалось приглушить до сих пор.

Прошлое ускользает, и наши попытки его зафиксировать, сохранить натыкаются порой на неожиданные препятствия. Созданный в 2019-м году международный фотопроект "Лонка" призван собрать коллекцию образов всех, кто уцелел в Холокосте — и дожил до наших дней. "Осветить их последним светом", — говорят авторы. "Лонка" собирает фотографии и мемуары в 26 странах мира, привлекая к работе сотни журналистов и фотографов. Глубокие старики из разных стран — с огромным трудом, с болью вспоминают события середины ХХ века. Свое уничтоженное, изуродованное детство. Потери, страдания, предательство, сиротство. Чье-то сочувствие и поддержку. Надежду.

Работа с текстами для "Лонки" выявила несколько общих моментов: очень многие из бывших жителей гетто, узников концлагерей десятилетиями не могли начать говорить о пережитом. Члены семьи и друзья во многих случаях не подозревали, через что прошли их близкие. Вероятно, пережитое страдание наполняет немотой. И даже если ночью ты видишь кошмары, пережитые в детстве — днем не можешь доверить эту боль никому. Опасаясь, что отвернутся, не услышат, поймут не так. Или — что совсем непереносимо — не поверят.

Вместо жертв это "право голоса", право высказывания за погибших и выживших принимают на себя другие люди. Поэты, писатели, документалисты, историки.

О трагедии Бабьего Яра в Советском Союзе широко заговорили после опубликованного в "Литературной газете" стихотворения Евгения Евтушенко. Строки "Над Бабьим яром памятников нет" ударили в набат, указав на несправедливость ситуации (место гибели сотен тысяч людей не было никоим образом обозначено!) — и одновременно положили начало дискуссии, которая не закончилась и по сей день. О памяти Бабьего Яра, его значении, месте в общем мартирологе жертв Второй мировой…

Над Бабьим Яром шелест диких трав.

Деревья смотрят грозно, по-судейски.

Все молча здесь кричит, и, шапку сняв,

я чувствую, как медленно седею.

И сам я, как сплошной беззвучный крик,

над тысячами тысяч погребенных.

Я — каждый здесь расстрелянный старик.

Я — каждый здесь расстрелянный ребенок.

Евгений Евтушенко, "Бабий Яр", 1961

Тень произошедшей 80 лет назад трагедии легла на Киев и навсегда изменила то, что называется гением места — genius loci. Из этой же сердцевины проросла музыка 13-й симфонии Шостаковича — известная всему миру и вновь прозвучавшая в поминальные осенние дни у киевского мемориала.

Менора в Бабьем Яру

"Над Бабьим Яром памятников нет…", "Все в этой книге — правда", "Только евреев убивали за то, что они евреи". Трагедия Бабьего яра в литературе представлена объемно, и некоторые цитаты — вроде приведенных выше — стали частью общего культурного (системного, образующего) кода. Но кроме мощных высказываний Евтушенко, Кузнецова, Эренбурга, Некрасова, Костенко, Озерова, Бажана, Сосюры были еще сотни и сотни голосов: они рассказывали о той же драме, составляя коллективную память. Собрать эти голоса воедино взялись составители антологии "Овраг смерти — овраг памяти", которую представили читателям в дни 80-летия трагедии Бабьего Яра.

Овраг смерти – овраг памяти. Стихи о Бабьем Яре. Антология. В 2 т. / Сост.: П. Полян, Д. Бураго. – Киев, 2021
Фото: lgz.ru

Антология "Овраг правды — овраг памяти". Соучастие и сопереживание

133 стихотворения 95 авторов свели в двухтомную антологию киевский поэт, культуролог Дмитрий Бураго и историк, литературовед, публицист Павел Полян — при поддержке Мемориального центра Холокоста "Бабий Яр". Книгу, получившую название "Овраг правды — овраг памяти", уже представили читателям.

Фокус поговорил с Дмитрием Бураго о том, что такое Бабий Яр для Киева и киевлян — сегодня.

Дмитрий Бураго: "Если творчество не ведет к преображению, оно бессмысленно"
Фото: Дмитрий Бураго

— Прошло 80 лет, но войну, оккупацию, борьбу с нацистами, освобождение страны мы и сегодня воспринимаем как нечто очень-очень близкое, будто нами пережитое. Работа над этой книгой для вас — тоже во многом личное, наверное?

— Мне кажется, что для киевлян события Бабьего Яра — это вообще личная история, и это не то, что осталось глубоко в прошлом, на расстоянии 80 лет и о чем можно вспоминать как о перевернутой странице. И я воспринимаю произошедшее как личную трагедию — и хотя еврейской крови во мне нет, но как ребенок, который жил на Евбазе, хорошо помню те детские ощущения, которые приходили с первыми разговорами и упоминаниями о Бабьем яре.

Бабий яр — это же не только расстрел безвинных людей по национальному, этническому признаку — что само по себе чудовищно. Это еще и соучастие огромного количества людей в этом преступлении, в том числе и наших сограждан. Поэтому можно сказать, что так или иначе все мы являемся наследниками этой трагедии. Потому что наши родственники, так или иначе, были современниками этой мясорубки. И задача сегодня — попытаться понять, что происходило тогда и в душах украинцев, киевлян. Попытатьсяп онять, что делать нам сегодня, когда мы встречаемся с посылами, которые вполне (учитывая опыт, который Европа прошла в ХХ веке) могут привести к подобному в будущем.

29–30 сентября 1941 года в урочище Бабий Яр были расстреляны около 34 000 евреев, в том числе детей (младшему из них было два дня от роду). В убийствах принимали участие эйнзацкоманда 4а и силы немецкой и украинской полиции.

Расстрелы продолжались на протяжении трех лет немецкой оккупации. Всего в Бабьем Яру было убито от 120 до 200 тысяч человек: мирных граждан (в основном евреев) и советских военнопленных. Спастись смогли только 29 человек. В июле 1943 года, в рамках "Операции 1005", свидетельства массовых убийств в Бабьем Яру постарались уничтожить: многие тела сожжены и пепел развеян.

Фото из архивов мемориального комплекса Яд Вашем
Фото из архивов мемориального комплекса Яд Вашем
Фото из архивов мемориального комплекса Яд Вашем
Фото из архивов мемориального комплекса Яд Вашем
Фото из архивов мемориального комплекса Яд Вашем
Фото из архивов мемориального комплекса Яд Вашем

Последние голоса

Это был действительно страшный в своих безумных цифрах проект: только за первые два дня нацисты расстреляли в Бабьем Яру почти 34 тысячи человек. Позже число погибших превысило 150 тысяч. Их память требует точности и уважения — но выдержать эти простые условия оказывается сегодня невероятно сложно.

Люди, которые помнят, как было, уходят из жизни — зато появляются те, кто знают, как "надо" сказать. И уже министр культуры Украины, выступая на мемориальной церемонии, сообщает, что в Бабьем Яру лежат "жертвы тоталитарных режимов". "Оговорка" переворачивает все внутри — у тех, кто помнит.

"Неудобную" сегодня правду о том, что соучастниками в зверствах Бабьего Яра были не только немецкие оккупанты, но и свои же, местные полицаи, украинские публичные лица не берутся озвучивать — на митинге в Бабьем Яру 6 октября об этом вынуждены были напоминать прилетевшие на годовщину президент Израиля Ицхак Герцог и президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер.

Чистое, пронзительное горе — убийство 150 тысяч мирных жителей (стариков, детей, пациентов больницы Павлова) и военнопленных — затушевывается политическим контекстом даже 80 лет спустя. Неужели нельзя сказать о том, что произошло — прямо?

Дмитрий Бураго напоминает:

— Еще Николай Васильевич Гоголь писал в "Тарасе Бульбе", что в Киеве каждая бабка на базаре — ведьма. И вот это хуторское мышление — которое очень сопряжено с религией, но при этом насыщенно всякого рода "экзорсизмами", и здесь нашло свое воплощение. Молодые люди, которые, может, до этого в Киеве никогда и не были, которых привезли в обозе "победители" — немцы, занявшие Киев — приняли участие в этой страшной казни.

В понедельник, 29 сентября 1941 года, киевских евреев согнали на угол Мельниковой и Дегтяревской улиц
Фото: yadvashem.org

Трагедия Бабьего Яра: как это начиналось

До войны в Киеве проживало 224 000 евреев, почти четверть всего населения города. Кто-то ушел на фронт, кто-то успел эвакуироваться. Значительная часть уехать не успела или не захотела, не представляя, какими ужасами грозит оккупация. А 19 сентября 1941 года в Киев вошли немцы.

28 сентября на киевских улицах был расклеен приказ новых властей: на следующий день, в 8 утра, всем евреям города собраться на углу улиц Мельника и Дегтяревской; неявка карается расстрелом. По городу ходили разные слухи, в том числе и тот, что евреев собираются вывезти в Палестину, и поэтому многие решились прийти.

— Все это было тщательнейшим образом продумано, — продолжает Дмитрий Бураго. — Уже на второй день после того, как Киев был занят немцами, прибыли группы карателей. И то, что еврейское население пошло в Бабий Яр — это совершенно не удивительно, потому что представить себе, что произойдет позже, было невозможно. И когда мы говорим о неких "цивилизованных европейцах", то киевляне познакомились с ними уже тогда. Да, антисемитизм был и есть, их всегда травили, евреи помнили об этом. И те, кто по тем или другим причинам остался в Киеве (не нам их сейчас судить, причин было огромное количество) могли рассчитывать на что угодно, даже на гибель — но не на такую. Не на заклание.

И они, ведомые своими раввинами, вышли из домов и пошли. Понимаете? А раввины тоже не могли представить себе, на что они ведут людей.

Кадр фильма "Бабий Яр"
Фото: Кинопоиск

Моисей

Взять с собой документы, деньги, ценные вещи,

а также теплую одежду, белье и пр.

Моисей, зачем ты веришь немцам?

Тетя Дора, не спеши во двор!

Старикам упрямым, как младенцам,

кажется спасеньем приговор.

И ушли, забрав детей и внуков,

мимо окон будущих господ,

Кант и Гейне были им порукой…

Над садами блеклый небосвод

слеп в слезах, глох в топоте брусчатки,

содрогаясь до глубин Днепра.

Боже правый, как же лица гладки

тех, кто провожали со двора.

Над оврагом грубое затишье:

"Попривыкнешь, все в твоих руках…"

Как же так, вчерашние мальчишки –

у всего народа в палачах.

Сволочи, какие оправданья!

Эти пальцы выбивали дробь

самого последнего изгнанья

из живых: сводя за родом род

в ужас окровавленного склона

под речитативы площадей…

Моисей, не верь! Надежда вне закона!

Тетя Дора, прячь своих детей.

Дмитрий Бураго, 2021 год

Бабий яр и Лавра. На оси добра и зла

— Я хотел бы отметить, что это было первое вот такое массовое убийство в Европе, — продолжает Дмитрий Бураго. — Был Львовский погром, была Житомирская резня. Но такого массового, так хорошо организованного — по-немецки хорошо организованного убийства людей, с привлечением такого количества местного населения, не было. И это было сделано не где-то в окрестностях, в пригороде — в Боярке. Это было сделано в Киеве — и неслучайно. Полагаю, для фашистов было очень важно, что это происходит именно здесь. Злу нужно было утвердиться в древней столице православного мира.

Если посмотреть на географическое положение Бабьего яра — он находится как раз по другую сторону центра Киева, напротив Лавры. И образует единую линию, ось, на концах которой противовесы: вот — Лаврские глубины, а вот — Бабий яр. Здесь — молитва, которая тысячи лет хранит и воссоздает мир, а там — ужас, которого мир никогда не видывал, даже во времена языческие. И посредине — наш Город.

Киевская лавра, один из главных символов столицы Украины
Фото: Википедия/Falin

— …К концу первого дня появились слухи, появились домыслы, в которые люди все равно не могли до конца поверить. Уже потом началась эпоха дворников, когда от дворника зависело больше, чем от немецкого солдата — потому что дворник мог сдать. И сдавал — когда заканчивались ценные вещи и возможные услуги. И это жуть, которая длилась в течение всей оккупации Киева. В самом святом месте Руси, восточного славянства, православной цивилизации.

Когда речь идет о немецких карательных акциях, воспоминания о том, как сдавали свои — соседи, сограждане — вовсе не редки. В тех же записях проекта "Лонка" можно найти истории о том, что "папу убили сразу, а мы с дядей и братьями спрятались в кукурузе, но наутро пришли полицаи, потому что соседи рассказали им, где нас искать". Или в мемуарах известного драматурга Александра Гельмана (которому в начале войны было 8 лет): о том, как все местечко согнали, чтобы увести в гетто, и никто не пытался убежать или сопротивляться — это было бесполезно, так как местные все равно тут же сдали бы всех обратно. И у него в семье в итоге выжило 2 человека из 14.

Но к счастью — и к некоторому оправданию человечества — были и другие люди и другие истории.

Во дворе на Евбазе

— Во дворе дома на Павловской, — продолжает Дмитрий Бураго, — на Евбазе, в одном квартале от цирка, где прошло мое детство, были сараи — в которых хранились дрова и уголь. В этих сараях три сестры, хозяйки квартиры, которую снимали мои родители, все годы оккупации скрывали одного комиссара, еврейскую маму, какого-то дедушку и нескольких детей. Сестрам было тогда плюс-минус по 20 лет, их родители погибли…

Я знал их уже взрослыми, конечно: они польского происхождения были — Станислава Антоновна, Адель Антоновна и Болеслава Антоновна. Меня родители приводили к ним на второй этаж, когда бежали на работу и сестры рассказывали сказочные истории о далеком прошлом, баловали вкусностями. А старшая – Болеслава – курила "Казбек" и всегда молчала на своем кресле в углу комнаты… И я уже потом задумался, вспоминая их альбомы, фотографии. Ведь это были красивые женщины — но навсегда оставшиеся одинокими. После войны им оставили в частной собственности дом в центре города: да, старый, деревянный, обложенный кирпичом. И я могу только представить себе — а лучше и не представлять — что происходило во время окуппации, и почему они никогда не вышли замуж, не создали семьи.

Какой ценой они спасли эти жизни в глубине сараев? Мы сегодня представить это не можем, как и вне нашего разумения роль тех, кто ради наживы или с мыслью "а вот мы теперь им покажем!" сдавали немцам еврейских детей.

Воздушный шарик

Купил дед шарик воздушный

Зеленый, зеленый,

И кажется, будто качаются

На нитке зеленые клены.

Взял он шарик в руку,

Несет он к Бабьему Яру

В подарок меньшому внуку

И снова идет за шаром.

Так старенький дед упорно

Носит внуку подарки:

То рощу, то море Черное,

То солнышко яркое.

1945

Овсей Дриз, перевод Г. Сапгира

Бабий Яр 80 лет спустя: читать и думать

Стихотворные антологии, посвященные событиям военных лет, выходили и раньше. Сборник "Овраг смерти — овраг памяти", изданный в Киеве в 2021 году — особенный, потому что лишь первый том в нем составляют стихотворения. Том второй — это комментарии, эссе, документальные свидетельства, которые позволяют не только прочувствовать, но и изучить и понять произошедшее в Киеве в 1941-1943 годах. От оккупации до освобождения.

— Идея сборника, — рассказывает Дмитрий Бураго, — принадлежит замечательному историку, публицисту Павлу Нерлеру (Павлу Поляну) — и для меня большая честь, что и я принял посильное участие в составлении антологии. Эта книга, конечно же, никак не может полностью проявить весь спектр стихотворных текстов, связанных с трагедией Бабьего яра, их тысячи и тысячи очень разного литературного уровня — в основном очень эмоциональных.

Это не просто собрание стихотворений, оторванное от исторических событий (вот: читайте и сами, как можете, понимайте, что происходит). Нет, есть еще и второй том, собранный Палом Поляном, в котором эти исторические события опираются на документальную основу и, конечно же, прокомментировано то, что происходило со стихами, посвященными Бабьему яру — в первую очередь, со стихами Евтушенко и Озерова. Оказывается, что многие стихи с очень непростой судьбой. И я рад, что удалось это издать — в Киеве, где же еще?!

— Антология начинается со стихов Озерова и Евтушенко?

— Нашу антологию открывают стихотворения Людмилы Титовой и Ольги Анстей, которые во время оккупации были в Киеве. Это стихи написанные и в 41 и в 42 годах — бесценные свидетельства. А потом уже были Озеров, Эренбург. И то, что Евтушенко благодаря своему авторитету и таланту смог поднять эту тему на всесоюзный уровень – это необычайно важно. Он сделал великое дело вместе с Анатолием Кузнецовым, автором первой изданной в СССР книге о Бабьем Яре.

Но как можно было не поставить даже камень на этом месте? Люди погибли, их пепел развеяли по ветру, а сжигали тела на мемориальных плитах и на решетках – кладбищенских оградках, снесенных с еврейского кладбища — это какое-то фантасмагорическое кощунство за гранью представлении о человечности. Это под силу действительно разве что "сверхчеловекам" — в этом своем расчеловечивании.

Трагедия Бабьего Яра происходит здесь и сейчас. Когда мы ищем оправдания этому преступлению и поддаемся соблазну поставить один народ, веру, язык выше другого.

Когда происходит всеобщее раскультуривание — и пусть бы только на нашей бедной украинской земле, но это происходит и во всей "цивилизованной" Европе и далеко за ее пределами. Когда мы не просто переписываем историю — мы ее перелицовываем. Мы делаем ее удобной для того будущего, которое нас погубит.

И это беда не тех отдельных людей, которые на гребне трендов зарабатывают себе те или другие дивиденды. Это наша беда — которым тяжело своим детям, внукам объяснить недавнее прошлое, потому что в школе им предлагают новые, современные версии.

— Противовесом страшной жертве должно стать преображение. Может быть, осознание и очищение приходит как раз через эти литературные тексты?

— Вы правы, именно поэтическое, музыкальное и вообще творчество, которое все-таки от Бога, а не только от разума — становится порой более верным свидетельством происходящего, чем исторические факты. Когда мы открываем эту поэтическую книгу и читаем стихотворные строки, мы так или иначе оказываемся в сопереживании и сочувствии, а следовательно, уже не можем оставаться сторонними наблюдателями. И в нас самих уже происходит какая-то языковая душевная реакция. Значит, и мы преображаемся.

Если творчество не ведет к преображению, оно бессмысленно. Если это просто развлечение — смысла в нем практически нет… И, конечно же, антология стихов о Бабьем Яре — это пронзительное напоминание, личное свидетельство поэтов о том, к чему приводит нацистская идея. И безусловное предостережение, что очень важно.

Антологию "Овраг правды — овраг памяти" презентовали в киевском Доме актера