Летят более 1000 км и несут большую угрозу: разбор БПЛА, которые могут уничтожить НПЗ в России
Россияне показали захваченный дрон, долетевший до Ярославля. По мнению инженера Виталия Брызгалова, он не подорвался из-за технической неисправности, но вполне мог устроить довольно мощный взрыв.
29 января беспилотники атаковали "Славнефть-ЯНОС", один из крупнейших нефтеперерабатывающих заводов в России, расположенный в Ярославле, но один из них не взорвался и остался почти целым. Фото, опубликованные российскими СМИ, демонстрируют, какие именно дроны Украина может использовать для ударов по территории врага, Фокус разбирался, чем они особенные и на что способны.
Российские Telegram-каналы сообщили, будто украинские войска запустили дроны с территории Черниговской области Украины. Когда они пролетали над Смоленской областью, то ВС РФ уже объявили план "Ковер" и приготовились к обороне. В конце концов, три БПЛА упали в лесах, а еще один был нейтрализован средствами радиоэлектронной борьбы и приземлился на территории завода "Славнефть-ЯНОС".
Официально представители украинской власти и Сил обороны не подтвердили атаку на НПЗ в Ярославле, поэтому нельзя наверняка утверждать, что такие беспилотники действительно используют защитники Украины, но такая вероятность есть, потому что ранее Россия уже страдала от ударов, которые также не комментировались. В частности БПЛА атаковали нефтеперерабатывающие заводы, что, по данным Reuters, в январе 2024 года сократило экспорт бензина и дизельного топлива на 37% и 23% соответственно по сравнению с аналогичным периодом 2023 года.
Фокус попросил прокомментировать фото беспилотника, который якобы посадили в Ярославле, украинского инженера Виталия Брызгалова, который вместе с командой производит стальные дроны-камикадзе Cobra ("Кобра"). По его оценкам, аппарат имеет стандартную самолетную конструкцию, которая проверена годами и должна была хорошо лететь. Пропорции зависят от конкретных нагрузок, на которые рассчитан БПЛА.
"Это довольно классно сделанный самолетик. Из чего он сделан, к сожалению, не очень видно, можно увидеть древесину (фанеру), скорее всего, она оклеена какой-то пленкой. Видимо, недорогая и достаточно стабильная конструкция для выполнения своей одноразовой миссии. Достаточно хорошо проработанная классическая конструкция, которую "понимают" практически все системы автоматического пилотирования, которые сейчас используются. Классические автопилоты умеют с этим работать", — подчеркнул Виталий Брызгалов.
На снимках можно заметить сломанное левое крыло и пустую носовую часть, очевидно, они были повреждены во время приземления. Как рассказал собеседник, обычно при падении страдает самая тяжелая часть:
"Если дрон действительно заглох и упал, или, как заявляют россияне, они его заглушили, хотя я в этом сильно сомневаюсь, то, скорее всего, он ударился носом, и двигатель отпал. Конечно, там был бензиновый двигатель, на такие расстояния ни на чем другом не долетишь. Какой именно — здесь пространство довольно большое, может быть как производства украинских мастеров, так и европейский или даже китайский".
Аппарат на фото имеет V-образный хвост, которые, по словам украинского инженера, достаточно распространены среди БПЛА. Дроны-самолеты не требуют высокой маневренности, а подобные решения позволяют экономить. Беспилотники "Кобра", какими их чаще всего показывали разработчики, имеют T-образные хвосты, хотя есть версии с V-образными. Последние лучше подходят, если для задач, когда не надо нести большой груз и высоко подниматься.
"Это экономит одну поверхность, облегчает хвост, и он становится более стабильным с меньшим весом впереди. Потому что самолеты — в первую очередь, балансировка и качественный центр тяжести. Когда летишь на большое расстояние, расходуется топливо, вес постоянно уменьшается, и это должно происходить, не смещая центр тяжести. При полете на 1000 км может расходоваться и 15–20 килограммов топлива, из-за чего самолет становится легче. Чем меньше весит хвост, тем легче тогда сбалансировать самолет, а V-образный хвост позволяет немного уменьшить этот вес", — пояснил инженер.
На фото можно заметить посередине беспилотника металлические петли, которые соединяют основную часть и хвост. По мнению Виталия Брызгалова, это сделано, чтобы облегчить транспортировку, ведь для военной техники очень важна упаковка, которая защищает изделие от повреждения в дороге, а также скорость развертывания БПЛА, его подготовки к полету, поэтому такие полезные мелочи — всегда большой плюс. Если дроны занимают немного места, то можно загрузить большое количество в небольшой бус, который не будет привлекать много внимания.
"Ничего уникального нет, кроме того, что самолет целым достался врагу. Россияне говорят, будто его посадили, я думаю, здесь, видимо, имела место техническая неисправность. В конце концов, он сел невредимым и не сдетонировал. Мог просто сработать предохранитель. Очень много внимания уделяется безопасности команды при старте самолета: инициаторы, предохранители. Это все плохо влияет на безотказность уничтожения аппарата при столкновении с целью или во время внештатных ситуаций. Если же предохранители не ставить, то больше шансов, что пострадает команда, если произойдет незапланированная инициация взрыва при взлете. Должен быть баланс. Было бы хорошо, если бы дрон таки сдетонировал, даже приземлившись и пролежав какую-то часть времени, и не достался врагу. Тогда бы мы о нем ничего не узнали, и это было бы лучше", — высказался Виталий Брызгалов.
Украинский специалист уверен, что такой дрон вполне мог долететь из Черниговской области до Ярославля, которых разделяют примерно 700 км. Особенно, если угадать с погодой и поймать попутный ветер.
"Ничего фантастического, если иметь литров 10 топлива, лететь не очень быстро и не очень высоко при сопутствующем ветре, то можно преодолеть 1000–1200 километров. Практичная, жизнеспособная конструкция, хотя груз она бы пронесла не очень большой. Но даже боевая часть весом 5 кг — это довольно существенно, она может нанести достаточно большой вред. Большую часть веса заняло бы топливо, но какое-то количество взрывчатых веществ он все равно должен был нести. Совокупность факторов и тщательное планирование маршрута нужно, чтобы пройти все системы защиты и ПВО противника, благоприятные погодные условия — тогда это все возможно", — заверил разработчик.
Соучредитель компании DroneUA и эксперт в сфере беспилотных технологий Валерий Яковенко в комментарии Фокусу отметил, что расстояние от границ Украины до НПЗ в российском Ярославле является достижимым для украинских технологий и дронов. Поскольку ВСУ очень интенсивно давят на оккупантов по всей линии фронта, тыловые объекты России остаются беззащитными перед разработками инженеров из Украины.
"Тот факт, что в медиа распространяются случаи нарушения безопасности, задымления или "хлопки" на территории РФ — является трендом, который, по данным официальных источников в Украине, будет только усиливаться. Текущие возможности украинских дронов по дальности полета, из открытых источников, уже превышают 3 тысячи километров, речь прежде всего о разведывательных технологиях. Другие же средства дальнего радиуса действия, которые сейчас производятся на предприятиях безопасности в Украине, являются засекреченными", — подчеркнул он.