Разделы
Материалы

Электронное бронирование от мобилизации через "Дію": как это будет работать

Сергей Савинцев
Фото: УНИАН | Мобилизация (иллюстративное фото)

Особенностью нового порядка бронирования сотрудников является отказ от бумажного формата. Если компания захочет забронировать более 50% сотрудников, то должна будет предоставить дополнительные аргументы по этому поводу.

Кабинет министров Украины разрабатывает механизм бронирования сотрудников от мобилизации через приложение "Дія". Это уже вторая попытка правительства, ведь осенью 2023 года Кабмин должен был утвердить предыдущий порядок е-бронирования. Об этом в комментарии Forbes сообщила первый вице-премьер и министр экономики Юлия Свириденко.

"Это будет быстрый и понятный процесс для бизнеса", — отметила Свириденко.

Также в распоряжении издания оказалась рабочая версия документа, однако не его финальный вариант.

Что нужно знать о новом электронном бронировании через "Дію"

Главным отличием нового подхода от варианта осени 2023 года является отказ от бумажного формата бронирования в пользу электронного. К тому же постановление не предусматривает существенных изменений в самой концепции бронирования. То есть, как это было предусмотрено и раньше, работодатели смогут забронировать только 50% военнообязанных работников. Кроме того, право на бронирование будут иметь исключительно критически важные для экономики предприятия.

В тех случаях, когда компания хочет забронировать больше половины сотрудников, подпадающих под призыв, ей необходимо будет предоставить дополнительную аргументацию. Правда, пока в рабочем варианте постановления не указано, какие данные должна будет предоставить компания, чтобы забронировать более 50% сотрудников.

Этапы бронирования будут выглядеть следующим образом:

  • руководитель предприятия (или уполномоченное им лицо) должен пройти идентификацию в "Дії" и подать перечень лиц сотрудников для бронирования в произвольной форме, а также информацию о компании;
  • для бронирования нужно предоставить следующие данные о сотруднике: фамилия, имя и отчество, паспортные данные, идентификационный код, состав военнообязанного (рядовой, сержантский, старшинский или офицерский), номер военно-учетной специальности, тип военно-учетного документа (серия и номер при наличии), отметка о должности руководителя или заместителя руководителя предприятия. Данные о предприятии: полное название, адрес и ЕГРПОУ;
  • программа может блокировать подачу перечня, если компания превысила лимиты по количеству забронированных сотрудников, не уточняла данные о количестве военнообязанных в ТЦК, из-за наличия у сотрудников незакрытых административных производств о нарушении мобилизационного законодательства;
  • если процесс прошел успешно, то руководитель предприятия заверяет перечень электронной подписью. Далее данные сверяются с данными в Едином государственном реестре призывников, военнообязанных и резервистов. В случае успешной проверки в реестре сразу формируется отметка о брони, а в "Дії" — соответствующий сертификат;
  • забронировать работника можно на шесть или один месяц. Последняя опция доступна только раз при обнаружении незначительных различий между представленной руководителем информацией и той, что есть в реестре военнообязанных. За это время человек должен обратиться в ТЦК и обновить данные. После этого компания сможет забронировать его на шесть месяцев;
  • ликвидировать бронирование могут в случае закрытия предприятия или увольнения работника.

Напомним, в Верховной Раде планируют принять закон об экономическом бронировании. Согласно модели, которую предлагают народные депутаты, бронь можно получить при отсутствии налоговых долгов, уплаты военного сбора и наличии фиксированной ставки в размере 20 000 гривен в месяц.

15 апреля глава парламентского комитета по вопросам экономики Дмитрий Наталуха заявил, что Генеральный штаб Вооруженных сил Украины отказался согласовывать правила бронирования особо важных сотрудников из-за уплаты дополнительного военного сбора, пока не проведет мобилизационные мероприятия.