Разделы
Материалы

Сюжет дня. Миллионы из казны: Сколько стоит оценить украинскую ГТС

В считанные часы руководство Нафтогаза назовет компанию, которая определит стоимость газотранспортной системы Украины. Хотя детали конкурсных предложений пока неизвестны, эксперты заявляют, что госбюджету желание чиновников узнать цену стратегического актива страны обойдется в сумму 4–6 млн грн, а среди фаворитов конкурса называют оценщика, выставившего наивысшую цену на свои услуги

К участию во втором этапе двухступенчатых торгов были допущены три компании: Бейкер Тилли Украина ЭК (Киев, Украина, цена предложения 4,1 млн грн.), Дафф энд Фелпс (Нью-Йорк, США, цена предложения 4,4 млн грн.) и Эрнст энд Янг (Киев, Украина, цена предложения 5,92 млн грн.). Частное предприятие Томас & Симонова (Киев, Украина) не выполнило условий подачи конкурсных заявок, а именно не подтвердило опыт работы по оценке и наличие у сотрудников соответствующей квалификации, поэтому его предложение было отклонено на первом этапе конкурса.

Как сообщил заместитель председателя НАК "Нафтогаз Украины" Вадим Чупрун, победитель конкурса может быть определен уже в течение ближайших нескольких часов. Наиболее весомым критерием отбора, по его словам, является цена. Стоимость проведения оценки будет оплачена из государственного бюджета Украины, и необходимая сумма обязательно будет выделена, также отметил Чупрун.

"Необходимые деньги в любом случае будут выделены. Это вопрос принципиальный. Даже если брать 5,4 млн гривен, т.е. самую высокую стоимость оценочного предложения, то эти средства будут найдены в бюджете", - заявил замглавы НАК "Нафтогаз".

Часть экспертов пророчат победу компании Эрнст энд Янг. При этом они считают, что провести оценку ГТС можно значительно дешевле, чем предлагает компания, выставившая самый большой счет на стоимость своих услуг.

"Все предложения достаточно рациональны. Эрнст энд Янг выбивается из общей картины ценой. Видимо, это связано с опытом работы между этой компанией и НАК "Нафтогаз". Некоторые эксперты считают, что эта компания как раз и имеет больше всего шансов на получение позитивного решения по тендеру. Но по ему мнению, 4-4,5 млн грн и четыре месяца вполне достаточно для проведение этой работы", - подчеркнул в комментарии Фокус.ua эксперт по энергетическим вопросам Александр Нарбут.

Замглавы парламентского комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности Михаил Волынец также уверен, что стоимость проведения оценки завышена. "Более 5,5 млн на оценку - это много. Вы знаете, что на бюджетных деньгах всегда кто-то зарабатывает. Есть бухгалтерия, есть отчеты и это должно лечь в основу этой оценки. Не думаю, что эксперты будут ходить и замерять, сколько сантиметров того кабеля, сколько - того. Это все есть в документах", - объяснил Фокус.ua нардеп.

Независимый эксперт в сфере энергетики Владимир Сапрыкин, в свою очередь, уверен, что цифры, заявленные в конкурсе соответствуют реальности. "Оценки делаются еще за более большие суммы", - отметил он.

При этом Сапрыкин называет полезным само проведение оценки, но и не исключает, что ее придется делать еще раз. "В принципе оценка необходима, и я думаю, что это будет точка для дальнейшего возможного сотрудничества с российской стороной и ЕС. Время покажет, как дальше будет развиваться сотрудничество, а оценка пригодится в любом случае. Хотя я не исключаю, что ее нужно будет делать еще раз - когда будет построен "Южный поток", - подчеркнул в комментарии Фокус.ua эксперт.

Поддерживает инициативу "Нафтогаза" и министерства энергетики и заместитель директора научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев. Правда, он предполагает, что результаты проведения оценки украинской ГТС могут оказаться необъективными.

"Безусловно, оценку необходимо проводить. Но существует опасность, что у нас произойдет то, что всегда происходит, если оценку заказывают те, кто заинтересован в ее результате - она может быть недостаточно объективной. А хотелось бы получить реальную стоимость. Я думаю, что при достаточном контроле со стороны органов власти можно обеспечить хоть какую-то объективность, особенно если результаты будут открытыми", - сказал он Фокус.ua.

Александр Нарбут придерживается иной точки зрения. "Если оценка делается для создания консорциума, то нужно сначала договориться с теми компаниями, которые будут взаимодействовать, и совместно проводить оценку. Иначе партнеры могут не согласиться с оценкой, проведенной "Нафтогазом". Если нужно для того, чтобы на базе наших активов создать компанию, отдельную от НАК "Нафтогаз", определенная логика в этом есть. С другой стороны есть уже две сделанные оценки, можно было бы воспользоваться ими. Мне кажется, что это попытка министерства сохранить хорошую мину при плохой игре: потянуть время, поторговаться с европейскими и российскими партнерами. Сначала должна была быть определена выгодная для Украины стратегия действия с этими активами, а потом проведена их оценка", - отметил эксперт.

Наряду с информацией о конкурсе по оценке ГТС, заместитель правления НАК "Нафтогаз" Вадим Чупрун озвучил еще два тезиса. Во-первых, он заверил, что Украина в случае прекращения транзита газа из России может перевести свою газотранспортную систему в реверсный режим и включить ее в общую ГТС Европы. Во-вторых, НАК "Нафтогаз" в борьбе с намерениями РФ уменьшить свою зависимость от ГТС Украины, решил заручиться поддержкой Европы.

"Стоимость Южного потока колеблется от $22 до 27 миллиардов. Это много при таком положении экономик, и на это потребуются деньги не только Росcии, но и Евросоюза... Поэтому мы хотим получить гарантию от Европы, что наша ГТС останется самой надежной и перспективной в поставках энергоносителей. Нам не хватает четкого ответа, что делать теперь с Южным потоком", - подчеркнул Чупрун.

Впрочем, Владимир Сапрыкин не связывает заявления руководства "Нафтогаза" по поводу ГТС с подведением итогов конкурса по оценке стратегического актива Украины. "Серьезный реверс возможен лишь со временем. Если часть украинской ГТС в реверсе будет объединена с европейской ГТС, то тут тоже возможно создание совместных предприятий, для чего оценка украинской ГТС важна", - добавил он.

Геннадий Рябцев согласен с тем, что работа газотранспортной системы в реверсе технически возможна, но уверен, что политически это невыгодно Украине. "Я не вижу никаких сложностей в этом плане, поскольку когда у нас накануне 2009 года был не подписан соответствующий договор, ГТС уже работала в реверсе. Технологически это легко, но поскольку Украина связана со странами Европы гарантиями предоставления транспортных услуг, то вряд ли реверс реально возможен. В первую очередь, по политическим соображениям", - уверен эксперт.

Напомним, украинская ГТС уже дважды оценивалась: в 2007 году - в $24,8 млрд, и в 2009-м - в $9,9 млрд. В конце февраля 2012 года СМИ опубликовали исследование оценщика Людмилы Симоновой, в котором говорится, что обоснованная стоимость ГТС Украины составляет $61 млрд.

Евгения Вецько, Фокус.ua