Фокус выяснил, почему с экономической точки зрения отделение Крыма сегодня не выгодно ни Украине, ни Крыму, ни России
11марта Верховный Совет Крыма проголосовал за декларацию о независимости республики. Если 16 марта на референдуме, говорится в документе, будет принято решение о присоединении к России, Республика Крым "как независимое и суверенное государство" обратится к РФ с предложением принять ее в состав Российской Федерации в качестве нового субъекта. В Киеве и декларацию, и референдум не признают. О нелегитимности референдума уже заявили власти ЕС, США и других стран.
В Крыму о присоединении к России как о неизбежности говорят многие, даже те, кто не сильно-то и рвется под крыло РФ. На предприятиях прикидывают нюансы перерегистрации и перехода на рубли, пенсионеры в кассах Ощадбанка обсуждают перерасчет пенсий по российским законам. Экономического чуда в автономии не ждут. Хотя большинство категорически не верит, что Крым — глубоко дотационный регион. И уверены, что "Россия нас не оставит".
Вход и выход
В случае присоединения к РФ и даже в случае квазинезависимости под крылом России последняя будет вынуждена взять на себя финансирование мятежного региона. А это как минимум миллиард долларов в год — в 2013 году, по данным республиканского управления Госказначейства, с территории Крыма в госбюджет Украины ушло около 4,2 млрд грн (без учета таможенных платежей), а бюджетных дотаций, субвенций и прямых выплат по защищенным статьям полуостров получил почти 12 млрд грн. Разница — почти 8 млрд грн при прошлогоднем курсе — как раз и составит $1 млрд.
Скорее всего, эта сумма окажется больше, хотя бы из-за того, что средняя пенсия в России ($300) почти вдвое выше средней пенсии в Украине. По подсчетам одного из лидеров российской оппозиции Бориса Немцова, на выравнивание пенсий крымчан из бюджета РФ придется ежегодно тратить еще около $1 млрд.
Впрочем, этим затраты не ограничатся. В ближайшие несколько лет РФ предстоит вложить в инфраструктуру полуострова как минимум $1,5–3 млрд — в такую сумму, по оценке Игоря Путилина, главы аналитического департамента ИК Art-Capital, обойдется строительство нового моста через Керченский пролив.
Кроме того, России нужно будет решать проблему поставок воды и, особенно, электричества. Единственное, чем полуостров может обеспечить себя сам, это газ. Хотя и тут для наращивания добычи понадобятся инвестиции. Которые, с учетом неопределенного статуса региона, скорее всего, придется вкладывать РФ.
Вода, свет и газ
Объем потребления электроэнергии на полуострове ежегодно составляет около 6,7 млрд кВт-час, при этом самостоятельно вырабатывается не более 1 млрд кВт-час. Россия уже заявила, что протянет новую линию над Керченским проливом и запитает полуостров. Однако тут не все так просто. Российская Объединенная энергосистема Юга энергодефицитная. Для полноценного снабжения Крыма необходимо строительство дополнительных генерирующих мощностей. На это нужно не менее 3–4 лет и миллиардные инвестиции. Собственных же электростанций Крыма едва хватит на нужды населения. Соответственно, если не будет решен вопрос об оплате электроэнергии потребителями полуострова, о работе промышленности придется забыть.
Сложнее ситуация с водоснабжением. 80% пресной воды поступает на полуостров из Днепра по Северо-Крымскому каналу. Но Украина, по словам Дмитрия Шемелина, юриста ЮФ "Ильяшев и партнеры", не может прекратить поставки без нарушения международного права и вовлечения в серьезный конфликт. Хотя без нормального финансирования, по словам Шемелина, у Украины будет гораздо больше объективных причин для сокращения или ограничения объемов. Для качественного водоснабжения сторонам, возможно, потребуется заключить международный договор, который бы регулировал их финансовые обязательства.
Наконец, на первых порах возможна и газовая блокада Крыма. В 2013-м Крым потребил 2 млрд кубометров газа, добыв только 1,65 млрд. Черноморнефтегаз (который, согласно заявлениям самопровозглашенного премьер-министра Крыма Сергея Аксенова, должен быть национализирован) намеревался освоить новое, Одесское месторождение, тем самым повысив добычу газа с шельфа, и уже к концу года добывать больше, чем нужно полуострову. Однако это месторождение находится ближе к Одесскому, чем к Крымскому берегу, и у украинских властей — по крайней мере, в теории — есть возможность заблокировать его разработку.
Впрочем, есть и противоположная возможность: блокирование доступа украинских компаний к большей части Черноморского шельфа. Это означает многомиллиардные потери и практически ставит крест на энергонезависимости страны.
Бизнес
Даже если сторонам удастся избежать ресурсной блокады, бизнесу не будет комфортно под новой юрисдикцией. По крайней мере, поначалу. "В случае отсоединения АРК в отдельное государство частные инвестиции однозначно снизятся", — говорит Игорь Путилин, отмечая, что это снижение отчасти компенсирует рост инвестиций со стороны России.
Другой сложностью собственников крымских предприятий в случае аннексирования Крыма окажется перерегистрация по нормам российского законодательства. Начаться этот процесс может лишь после того, как в Крыму будут созданы соответствующие госорганы. В России, по словам партнера АК "Коннов и Созановский" Елены Яремчук, они кардинально отличаются от украинских. К примеру, регистрацией заведуют не местные власти, а местные органы Федеральной налоговой службы.
Останавливать производство под этим предлогом, скорее всего, никто не будет. "Предприятия, видимо, будут работать, постепенно приводя свою деятельность в соответствие с нормами действующего (нового для предприятия) законодательства", — предполагает Яремчук. Но даже в этом случае переход на новое законодательство обойдется бизнесу в миллионные затраты. Если вообще удастся сохранить предприятия от потенциального передела собственности с участием новых хозяев региона.
Два взгляда на проблему
Алексей Мрынский, Татьяна Кривенко, Фокус