Россия добилась усиления контроля над энергосистемой нашей страны. Как нам уйти из-под ее "опеки"?
28 ноября на третьем энергоблоке Запорожской АЭС произошло аварийное отключение. В разгар первых серьезных морозов началось то, о чем предупреждали эксперты и радостно трубили кремлевские СМИ – значительную часть Украины "накрыло" веерными отключениями.
2 декабря новый министр энергетики Владимир Демчишин заявил, что на АЭС произошла авария, чем немало напугал европейцев, хотя вскоре выяснилось, что остановка была технической.
При каких условиях энергосистема Украины опять может оставить граждан без тока?
Россия угадала с углем
Не получив уверенной победы на газовом фронте, Россия все же переиграла Украину в энергетической сфере.
Ведь основная причина отключений - дефицит угля. При его сжигании производится около 40% отечественной электроэнергии. За отопительный сезон Украина потребляет около 10 млн т угля – примерно по 2 млн т в месяц. При этом 50% украинских ТЭС работают на угле антрацитовой группы, который добывается только на оккупированной боевиками территории.
Президент Центра глобалистики "Стратегия ХХІ" Михаил Гончар уверен, что нынешняя линия фронта в Донбассе, отрезающая антрацитовые районы от остальной Украины, далеко не случайна: одной из целей России стало именно создание энергодефицита в Украине.
"В гибридной войне появился новый фактор, который ранее украинским правительством не учитывался – фактор угля. Россия умело воспользовалась ситуацией, а в правительстве Украины на протяжении весны и лета утверждали, что мы переживем холодную пору без эксцессов", - замечает он.
В итоге угля на складах не оказалось.
Что дают отключения
Еще месяц назад премьер-министр Арсений Яценюк грозил, что, в случае начала веерных отключений, чиновников на местах будут привлекать к уголовной ответственности. Отключения начались, но ничьи головы не полетели.
Видимо, Кабмин понимает, что в нынешней ситуации их просто не избежать.
Вся энергосистема Украины по состоянию на начало декабря вырабатывала 26 ГВт электроэнергии. При дефиците мощностей в 5 ГВт (четверть от существующей) система начинает работать на пределе.
При нехватке 8 ГВт наступает блек-аут – полное отключение энергосистемы, и для страны начинаются катастрофические последствия, указывает эксперт Института энергетических стратегий Юрий Корольчук.
Чтобы этого не произошло, проводят веерные отключения. Они могут сэкономить около 5% мощностей. Пока что этого хватает. Но если отключения коснутся промышленности, они будут приносить ей каждый месяц примерно 1,5 млрд грн убытков.
Пока до такой ситуации с отключениями, как в 1990-х, еще далеко, считает Михаил Гончар: тогда приходилось проводить их регулярно, и они стали привычным явлением. Но все же риск вернуться на 20 лет назад существует.
Полное энергетическое отступление
Украинские энергетики пытаются найти выходы из ситуации, но не все они приятны и успешны.
Во-первых,еще в августе 2014 года компания Укринтерэнерго решила закупать уголь за рубежом: в ЮАР. Однако закончилась эта инициатива скандалом, после которого зарубежные поставщики больше не хотят работать с Украиной.
По мнению Гончара, это свидетельствует о борьбе угольных олигархов-монополистов с попытками наладить реальные альтернативные поставки. Говорить об уменьшении энергозависимости в таких условиях просто невозможно. Юрий Корольчук оценивает такую подготовку энергосектора к зиме, как откровенное вредительство.
Во-вторых, приходится закупать уголь где только возможно – в том числе в России и у террористов Донбасса. По словам главы Донецкой области Александра Кихтенко, с последними ведутся негласные переговоры о поставках угля. Его луганский коллега Геннадий Москаль говорил о почти непрерывной контрабанде топлива с контролируемых боевиками территорий.
Контрабанда угля - один из прибыльных "бизнесов" сепаратистов / фото DW
Но опыт показывает: Россия в любой момент может остановить отправку угля на наши станции, как это уже произошло в начале февраля.
В-третьих, Владимир Демчишин уже заявил, что нашей стране таки придется закупать электроэнергию в России, чтобы не стать на грань блек-аута. "Мы должны быть готовы к "часу Ч" – говорит Гончар – Для прохождения самой сложной части этой зимы все средства хороши. Лучше потерпеть сейчас, чем обречь страну на коллапс".
В-четвертых,Украине приходится сжигать и без того дефицитный газ в газомазутных блоках, чтобы возместить потери от простаивающих угольных котлов. Но такой ток – очень дорогой, отмечает Юрий Корольчук: он стоит 2 гривны за кВт-час, в то время как на угле – 85 копеек. К тому же, газомазутных блоков мало, и полностью заменить угольные они не могут.
В результате, к зависимости Украины от газа и ядерного топлива добавилась зависимость от угля и от электроэнергии. Это "захлопнуло крышку" над идеей энергетической независимости Украины, утверждает Юрий Корольчук. Ведь до двух третей всех энергоресурсов Украина теперь будет закупать у агрессора.
Что надо сделать
Тем не менее, у Украины есть несколько способов избежать веерных отключений и снизить зависимость от РФ если не этой зимой, то следующей.
- Необходимо будет заменить и модернизировать энергоблоки ТЭС, сделав так, чтобы они могли работать на нескольких марках угля. По оценкам экспертов, в некоторых случаях такие шаги могут быть экономически оправданы.
- Попытаться возобновить поставку угля из заморских стран. Это будет непросто, поскольку внимание прокуратуры к этому вопросу неприятно западным посредникам, способным организовать поставки.
- Протянуть новые линии электропередач от Ровенской и Хмельницкой АЭС в центральные и восточные промышленные районы, которые сейчас являются энергодефицитными. Ведь сейчас эти станции работают не на полную мощность: ее сложно доставить конечному потребителю. По словам Арсения Яценюка, правительство планирует достроить такие линии уже в 2015-м году, и тем самым увеличить загрузку АЭС на 3 тыс. МВт.
- Критически важна также добросовестная оплата электроэнергии потребителями и приведение тарифов к экономически обоснованному уровню. Без этого отрасль будет постоянно испытывать финансовый дисбаланс, который будет только усиливаться в критические моменты – такие, как сейчас.
То есть, у Кабмина есть возможности исправить ситуацию хотя бы в будущем, если уж допустили нынешний энергетический провал.