Разделы
Материалы

Система взяточничества в налоговой выстраивалась годами, – первый замглавы ГФС Сергей Белан

Евгений Гордейчик
Фото: Александр Чекменев

Первый заместитель главы Государственной фискальной службы, куратор налоговой милиции Сергей Белан рассказал Фокусу о коррупции в ГФС, борьбе с конвертационными центрами и налоговыми ямами, а также о самых ходовых нелегальных товарах в зоне АТО 

Сергей Белан второй по счету куратор налоговой милиции после смены власти в стране. Его предшественника Владимира Хоменко уволили после служебного расследования о фактах коррупции в рядах налоговиков. Белан утверждает, что за последние полтора месяца все кардинально изменилось. В подтверждение повышения эффективности борьбы с "налоговыми ямами" и конвертационными центрами он называет… увеличение стоимости неофициальных услуг по формированию фиктивного налогового кредита. По информации Фокуса, из-за более пристального внимания ГФС к схемам оптимизации в последнее время работать в тени действительно стало несколько сложнее. Например, за фиктивный налоговый кредит теперь берут не 0,5% от его общей суммы, а 1,5%. По мнению Белана, чем большей будет стоимость услуг "схемщиков", тем меньше станет желающих воспользоваться ими.

Впрочем, чиновник так и не сумел назвать Фокусу точное количество пойманных им фискалов-коррупционеров, равно как и назвать сроки, когда теневой рынок оптимизации налоговых платежей сократится хотя бы в два раза.

Кто он

Первый заместитель главы Государственной фискальной службы, куратор налоговой милиции

Почему он

Отвечает за борьбу с теневой экономикой, которая, по данным Минэкономразвития, достигла в этом году показателя в 42% ВВП

Последний раз я заходил в этот кабинет, когда его хозяином был еще Владимир Хоменко. Что изменилось в налоговой милиции после его ухода?

— Началась активная борьба с хаосом и беспределом в финансовом секторе экономики. Наладилось понимание между различными структурами ГФС.

Это общие слова. Хотелось бы какой-то конкретики. Например, предприниматели обвиняли Владимира Хоменко в создании новых "налоговых ям". Их удалось ликвидировать?

— Мы объявили войну площадкам, "налоговым ямам", конвертационным центрам, транзитным предприятиям. Только за май мы не допустили 4,3 млрд грн фиктивного налогового кредита.

В июне пошли еще дальше и ввели новые объективные рисковые критерии для предприятий. По предварительным оценкам, это помогло избежать формирования 7,5 млрд грн фиктивного налогового кредита. Чтобы вы понимали, общий объем фиктивных налоговых кредитов по стране — 11–13 млрд грн. То есть более половины нелегальных операций мы предотвратили еще до внесения фиктивных данных в налоговые накладные.

В чем еще я вижу кардинально новый подход в работе фискальных органов — нацеленность на превентивные меры, а не на ловлю мелких нарушителей. Мы прекратили бессмысленную охоту на транзитные площадки, "бабочки-однодневки", которые можно создавать сотнями в день, и перешли к крупным предприятиям, заказывающим услуги конвертации и формирования теневого кредита.

В каких отраслях экономики самый большой спрос на формирование фиктивных налоговых кредитов?

— Там, где большие обороты — торговля нефтепродуктами, ликероводочной продукцией, агробизнес. Одним словом, это компании, для которых легко сформировать фиктивный экспорт или незаконно завозить товары, продаваемые впоследствии за черный нал.

В чем суть новых рисковых критериев, о которых вы говорите?

Все критерии риска, по понятным причинам, я вам не назову. Но о некоторых расскажу. Например, предприятие не работало длительное время, а потом подает большую сумму оборотов. Или ранее подозревалось в участии в конвертационных и транзитных схемах.

Одним словом, мы получили достаточно надежный инструмент оценки риска занижения налогов предприятиями. Он позволяет выявлять "махинаторов" без массовых вмешательств в работу реального сектора.

Давайте будем честны. Большая часть страны получает зарплаты в конвертах. Сколько надо времени, чтобы уменьшить их масштаб хотя бы вдвое?

— Одна из проблем — слишком запутанная система налогообложения. Ее регулируют около 150 нормативных актов. Но сейчас Минфин активно готовит налоговую реформу и планируется резко уменьшить их количество.

Кроме того, нужно снизить налоговую нагрузку. Почему вообще существуют теневые схемы? Официальное налогообложение бизнеса в сумме составляет около 40%. За конвертирование сейчас берут 11% от суммы. Понятно, что искушение воспользоваться услугами "конвертов" очень велико.

Чтобы заставить бизнес платить по-"белому", нужно сделать работу конвертационных центров максимально рисковой и опасной. Если ставка за их услуги возрастет хотя бы до 25%, многие предприниматели задумаются, стоит ли им влезать в такие дорогие теневые схемы.

Если пройтись по вещевым рынкам, уверен, практически ни у кого не будет таможенных документов на продукцию. Есть ли у вас план борьбы с контрабандой?

— Если говорить о неподакцизных товарах, то контрабанды в буквальном смысле слова практически нет. Ширпотреб неудобно возить через "зеленку" — по лесам и полям, слишком большие объемы и низкая цена.

Но в целом нарушений таможенных правил много. Сейчас мы проводим операцию "Рубеж". Анализируем таможенные грузы и выявляем предпринимателей и таможенных брокеров, занимающихся "пересортом", уменьшением веса контейнеров, занижением таможенной стоимости. Свежий случай: в Одесской области предприниматель завозит контейнер с сантехникой. Заявленная стоимость товара — около 90 тыс. грн. Реальная, как оказалось, — около 2 млн грн.

Таких примеров сотни. Лишь за последний месяц возбуждено 36 уголовных дел за уклонение от уплаты налогов. Черный импорт всюду — от носков и унитазов до элитных пиджаков Brioni и духов. Недавно поймали одного дельца с этими пиджаками. Заявленная таможенная цена — $67 за пиджак, в магазине он стоит $5,5 тыс.

Почему так много теневого импорта в стране?

"Общение с Натальей Яресько у нас часто проходит по схеме "Здравствуйте, добавьте денег на зарплату"

— В Украине большая часть контрабанды декриминализована. Согласно статье 201 Уголовного кодекса, контрабанда — это перемещение через таможенную границу Украины с сокрытием от таможенного контроля культурных ценностей, ядовитых, сильнодействующих, взрывчатых веществ, радиоактивных материалов, оружия и боеприпасов. За это положена уголовная ответственность.

Все остальное можно квалифицировать лишь как нарушение таможенных правил, а это административное правонарушение. К примеру, нелегальный рынок топлива составляет около 25% от общей реализации горючего. На границе с Россией мы регулярно находим нелегальные трубопроводы и нефтебазы, но за контрабанду топлива привлечь к уголовной ответственности невозможно.

Что вам известно о взяточничестве правоохранителей на блокпостах в зоне АТО при пропуске незаконных грузов. Это массовое явление?

— Я пробыл в зоне АТО почти четыре месяца. Не представляю, как можно дать взятку на блокпосту. Там куча народу — военные, правоохранители, таможенники, всюду камеры. Кроме того, на каждом пропуске стоит очередь из предпринимателей. Если кто-то попытается решить вопрос о преференциях, об этом сразу станет известно всем.

Как правило, нелегальные товары прячут. Недавно на блокпосту в с. Георгиевка Донецкой области задержали два рейсовых автобуса. В одном везли средства связи для боевиков, в другом 50 кг обезболивающих средств на основе трамадола.

Если говорить о ходовых товарах, то это водка, продукты питания и лекарства. Пиво лидирует по нелегальным поставкам. Из "ДНР" и "ЛНР" идут нефтепродукты, фальсифицированные ликероводочные изделия, сигареты.

Бензиновая лихорадка

Четверть рынка в тени — это очень большая цифра. Как нелегальное топливо попадает на рынок?

— Во-первых, это незаконное перемещение морским путем и через границу с Россией. Во-вторых, изготовление нефтепродуктов на подпольных НПЗ, в частности, из нелегально добытой нефти, в том числе и в Карпатском регионе, и полученной путем врезок в магистральные трубопроводы. В-третьих, ввоз горючего под видом химических соединений, которые не облагаются акцизом.

ДОРОГО И ОПАСНО. Сергей Белан обещает сделать работу конвертационных центров невыносимо сложной

В последнее время возникла проблема незаконного перевоза топлива через линию разграничения АТО. К примеру, недавно подразделение налоговой милиции "Фантом" совместно с сотрудниками СБУ и работниками ГФС в Луганской области выявили нелегальную схему поставок, хранения и реализации топлива, которое поступало с временно неконтролируемых территорий. Помещения и мощности машинно-тракторной станции в поселке Беловодск использовались в качестве накопительной базы для нефтепродуктов. Поставки происходили в ночное время при помощи грузовых микроавтобусов, которые без регистрационных знаков пересекали линию разграничения вне пунктов пропуска. Горючее продавали населению оптовыми партиями и в розницу.

В целом с начала года мы изъяли из незаконного оборота 15 тыс. тонн горючего ориентировочной стоимостью 264 млн грн, что позволило преду­предить потери бюджета от неуплаты акцизного налога на 65 млн грн.

По одной из версий, возгорание на нефтебазе "БРСМ-Нафта" произошло именно из-за смешивания неподакцизных компонентов. Насколько распространена эта схема?

— Производство нефтепродуктов из сырья, которое не облагается акцизным налогом или облагается по пониженным ставкам, а это разного рода нефтяные производные и фракции, — распространенная среди мошенников схема.

Тенденцию увеличения ввоза на таможенную территорию Украины ароматических углеводородов, присадок, эфиров и т. д. мы фиксируем с начала прошлого года. Эти товары не облагаются акцизом и широко используются при производстве фальсификата. По нашим данным, для изготовления нелегального топлива в прошлом году в Украину было ввезено 276 тыс. тонн неподакцизных компонентов, а с начала этого — 117 тыс. тонн. В 2015-м по фактам незаконного производства и оборота топлива следственные подразделения ГФС расследовали 90 уголовных производств. Предварительную сумму ущерба государству оцениваем приблизительно в 350 млн грн.

К примеру, сейчас ведем расследование по одной из крупных сетей АЗС. В 2014 году и в первом квартале нынешнего эта компания импортировала свыше 12 тыс. тонн бензинокомпонента "реформат-100". По сути, это обычный бензин (с которого платится акцизный налог), но предназначенный для промышленных целей. Однако при ввозе на территорию Украины в таможенных декларациях был изменен код товара и, соответственно, не уплачен акциз. В дальнейшем реформат в кустарных условиях смешивали с газовым конденсатом и бензином. Полученную смесь реализовывали через цепочку фирм и на определенном этапе подменяли документы по реализации автомобильного бензина, который фактически без уплаты акцизного налога поступал конечным потребителям. В итоге сеть не заплатила в бюджет более 54 млн грн налогов.

Аналогичные факты сейчас расследуются следственными подразделениями ГФС в Ивано-Франковской, Киевской, Николаевской и Днепропетровской областях.

Откуда идет "классическая" контрабанда топлива?

— Преимущественно с помощью морского транспорта. Также используют нелегальные трубопроводы. По оценкам экспертов, ежемесячный объем контрабанды составляет примерно 10 тыс. тонн.

Для примера: сотрудники налоговой милиции в рамках операции "Рубеж" и "Нефтепродукт-2015" на причале одного из портов южного региона в территориальных водах Украины задержали четыре судна с 2 тыс. тонн дизельного топлива ориентировочной стоимостью свыше 40 млн грн. Ввезенные на территорию Украины без уплаты акцизного сбора нефтепродукты хранились на судах и в дальнейшем реализовывались через одну из сетей АЗС южного региона.

На
30%

сократилось количество плановых проверок ГФС в 2015 году, уверяет Сергей Белан

Скорее всего, с выявлением уже свершившихся нарушений некачественного бензина на заправках вряд ли станет меньше. Спрос рождает предложение. Чем беднее украинцы и чем выше спрос на дешевое топливо, тем больше его будет на рынке. В нынешних условиях можно сократить объемы контрафактного топлива?

— Наиболее действенный способ борьбы с контрафактным топливом — усовершенствование налогового законодательства. Речь идет о таких аспектах, как введение акциза на компоненты топлива и электронное администрирование акциза на нефтепродукты.

Начиная с 1 апреля текущего года, а именно после введения акцизных складов на предприятиях, производящих нефтепродукты, уже стало немного легче бороться с контрафактом. Ведь функционирование таких складов предусматривает контроль со стороны органов ГФС за поступлением сырья, производством готовой продукции и ее отпуском, наличием измерительных приборов, соблюдением требований регистрации товарно-транспортных накладных на перемещение нефтепродуктов и т. д.

Книга жалоб

Представители малого и среднего бизнеса жалуются на увеличение числа фискальных проверок. Почему ГФС не переключит внимание на крупный бизнес, где нарушений не меньше?

— У нас в стране действовал мораторий на проверки малого и среднего бизнеса, который недавно продлили.

В целом же число плановых проверок постоянно уменьшается. Плательщики с незначительной степенью риска включаются в план-график документальных проверок не чаще чем один раз в три года, со средним — не чаще чем один раз в два года, с высоким — не чаще раза в год.

Если говорить о цифрах, то за этот год было проведено 1,7 тыс. плановых проверок — это на 30% меньше, чем в предыдущем, и 10 тыс. внеплановых — на 40% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Еще одна жалоба бизнеса — электронное администрирование НДС. Бизнес недоволен "сырым" программным продуктом, который часто дает сбои. Оправдывает ли себя это новшество?

— Вообще не бывает такого, чтобы ввести какое-то новшество и на следующий день проснуться в другой стране. В любом случае с электронным администрированием НДС будет лучше, чем без него. Чем меньше предприниматель взаимодействует с проверяющим органом, тем меньше коррупционная составляющая.

"Мы прекратили бессмыслен­ную охоту на транзитные площадки, бабочки-однодневки и перешли к крупным предприя­тиям, заказыва­ющим их услуги"

Раз уж мы заговорили о коррупции. Одна из задач налоговой милиции — борьба со взяточничеством в самой ГФС. Сколько налоговиков поймали на горячем?

— Мы тесно сотрудничаем с СБУ, МВД, Генеральной прокуратурой и постоянно ведем разъяснительную работу среди личного состава. Если кто-то попался на взятке, отвечать будет как он, так и его начальник.

По каждому такому факту проводим служебное расследование вплоть до возбуждения уголовного дела. Мы эти факты не замалчиваем. К сожалению, наши сотрудники попадаются на взятках. Последний нашумевший факт был в Днепропетровской области. За закрытие уголовного производства с предпринимателя вымогали 2,2 млн грн.

Ваш предшественник говорил, что из-за взяточничества в территориальных органах ему доводилось менять всю вертикаль — от начальников управлений до рядовых сотрудников. Вы столкнулись с массовой коррумпированностью в фискальных органах?

— Не хочу, как это раньше было модно, кивать на "папередников". Система взяточничества в ГФС выстраивалась годами. На низовом уровне брали взятки потому, что "сверху" требовали. Сейчас мы ломаем эту цепочку. Мы всем поясняем, что не может быть никаких "планов", только присяга госслужащего и интересы государственного бюджета. Главная проблема — зарплаты в ГФС. Рядовые сотрудники получают 2,5–3,5 тыс. грн. Когда имеешь дело с большими деньгами, оставаться в рамках правового поля очень тяжело.

Вы ставили вопрос о низких зарплатах подчиненных перед Минфином?

— Общение с Натальей Яресько (министр финансов. — Фокус) у нас часто проходит по схеме: "Здравствуйте, добавьте денег на зарплату". Но и мы, и она прекрасно понимаем, что не мы сейчас являемся приоритетом, есть социальные выплаты, пенсии и т. д.

А если говорить серьезно, главная проблема в том, что согласно закону о госслужбе работники ГФС имеют право получать зарплату только из бюджета. При этом много неправительственных организаций — тот же МВФ и международные фонды готовы выделить ГФС средства на зарплатный фонд ради борьбы с коррупцией (благодаря доплатам правоохранителям из небюджетных источников в свое время Михаил Саакашвили преодолел коррупцию в грузинской милиции. — Фокус). Но мы не можем воспользоваться этими деньгами.

Подали законодательную инициативу в Верховную Раду, чтобы внести изменения в закон о госслужбе и разрешить ГФС использовать внебюджетные средства.