Разделы
Материалы

На одну зарплату. Сколько получают чиновники и сколько они хотят для полного счастья

Мария Бабенко
Фото: Getty Images

Из-за низких окладов на госслужбе начался отток новых кадров, пришедших во власть после Майдана. Это чревато замедлением или даже полной остановкой и без того буксующих реформ

4 февраля министр инфраструктуры Андрей Пивоварский заявил о готовности отозвать свое заявление об отставке. Но озвучил несколько условий, при которых останется на посту. Одно из них — справедливая зарплата для госслужащих. Пивоварский не одинок в своих требованиях. Пришедшие год назад на госслужбу бизнесмены уже не скрывают, что больше не могут жить на существующие зарплаты. Их вынуждают либо уйти со своих постов, либо начать жить "по-старому".

Голодная жизнь

"Моя зарплата с учетом надбавок и премий в среднем составляет около 8 тыс. грн. Это 250 евро в месяц и 3 тыс. евро в год. Я думаю, нашу месячную зарплату Ангела Меркель зарабатывает часа за три", — рассказывает о своих доходах на госслужбе заместитель министра экономразвития Юлия Клименко.

Советник министра инфраструктуры Владимир Шульмейстер, до 11 января 2016 года занимавший пост замминистра инфраструктуры, называет уровень оплаты труда на госслужбе жалким и постыдным. По его словам, месячный заработок сотрудников министерства составляет от 2,5 тыс. грн до 15 тыс. грн. Министр получает около 6 тыс. грн. На более высокие доходы могут рассчитывать главы управлений и другие сотрудники, которым полагаются различные надбавки. Но уровень оплаты труда в целом все равно не позволяет привлекать на работу эффективных и мотивированных сотрудников.

"Учитывая урезание надбавок и уровень инфляции в стране, официальные доходы чиновников существенно сократились. Часто зарплата не превышает эквивалент $100–200 в месяц. В качестве исключения можно назвать отдельных специалистов, входящих в состав органов управления госпредприятий, — в некоторых случаях их зарплаты существенно повышались и ставились в зависимость от доходности компании", — рассказывает руководитель судебной практики аудиторской компании "КПМГ в Украине" Владимир Павленко.

$100–580

в месяц официально получают служащие в украинском Кабмине

Более-менее благополучная ситуация сложилась в сфере оплаты труда в Нацбанке. "Зарплаты топ-менеджеров, которые пришли работать в НБУ из коммерческих организаций, в основном ниже их предыдущего заработка, но этот доход достаточный для поддержания нормального уровня жизни", — подтвердили в пресс-службе НБУ. Уровень зарплат руководящего состава Нацбанка значительно выше, чем в других министерствах и ведомствах, но в 2–3 раза ниже, чем в коммерческих финучреждениях. То есть, по оценкам Фокуса, речь идет о месячных зарплатах в 50–100 тыс. грн.

"Размер зарплаты украинского чиновника определяется в соответствии с единой тарифной сеткой. Кроме того, существует система доплат, которые составляют около 30% от ставки — за выслугу лет, знание языков, за научную степень и т. д., — обобщает гендиректор рекрутинговой компании WORLD STAFF Дмитрий Толмачев. — Согласно официальным данным, зарплата премьер-министра в январе 2016 года составляла 8,526 тыс. грн, зарплаты министров были еще ниже. Но коррумпированные министры "зарабатывают" минимум по $50 тыс., а их замы $40 тыс. в месяц".

В такой ситуации работу в госорганах успешные руководители из коммерческого сектора сравнивают с волонтерской деятельностью. "И я, и другие замы приходили в министерство на определенный срок, исходя из своих финансовых возможностей. Нам было важнее осуществить реформы, ради которых мы сюда шли. Мы не вели борьбу за премии. Разве может бонус в размере 800 грн каким-то образом тебя стимулировать, если ты пришел из мира, где столько стоит обед?" — рассказывает Юлия Клименко.

В Украине, где среднемесячная заработная плата в 2015 году составила 4,195 тыс. грн, политики традиционно спекулируют на теме урезания доходов чиновников. Пожелания, чтобы министры пожили на зарплату простой доярки, врача или школьного учителя, можно услышать как в парламенте, так и в городском транспорте. Но профессиональные рекрутеры уверены, что вознаграждение чиновников в идеале должно соответствовать рыночному уровню зарплат руководителей с аналогичной квалификацией в бизнес-секторе.

Работу в госорганах успешные руководители из коммерческого сектора сравнивают с волонтерской деятельностью

По оценке консультантов рекрутинговой компании WORLD STAFF, председатель правления крупного банка в Украине с учетом зарплаты и годовых бонусов может зарабатывать от 3 млн грн до 14 млн грн в год (от 250 тыс. грн в месяц); зампред по работе с корпоративным сектором в банке 1-2 группы — от 2 млн грн до 7 млн грн в год; директор по инвестициям в крупных холдингах — от 2,7 млн грн до 6,2 млн грн в год. Такие менеджеры обладают навыками стратегического планирования, аналитическими способностями, лидерскими качествами, умением концентрировать силы на достижении результата и способностью формировать команду.

В поисках денег

Зарплаты госслужащим всех уровней платятся из госбюджета, то есть за счет средств налогоплательщиков. Но этот ресурс в условиях экономического кризиса государство не готово расходовать на повышение зарплат госчиновников. "В сентябре я лично ходил в Минфин с нашими сотрудниками из финансово-экономического управления, и мы предложили выделить 140 млн грн на фонд оплаты труда в Министерстве инфраструктуры вместо 23,5 млн грн, которые планировались. Это позволило бы привлечь больше качественных специалистов, которые могли бы работать на государство за нормальную рыночную зарплату", — рассказывает Владимир Шульмейстер.

Однако на зарплаты в Мининфраструктуры в бюджете на 2016 год выделили 20,5 млн грн. Другой пример: для инспекторов новой службы — Укртрансбезопасности, которые в том числе должны контролировать перевес на транспорте, в Мининфраструктуры предложили установить зарплаты в 30 тыс. грн. "С этим предложением мы попали в подразделение Минфина, которое занимается расходами, и нам там отказали. В ответ на доводы, что инспекторы принесут в 5 раз больше денег в казну за счет сбора штрафов, нас отправили общаться с подразделением, которое занимается доходами. На этом инициатива остановилась, и разрушение дорог перегруженным транспортом продолжилось", — говорит Шульмейстер.

Изыскать возможности для повышения зарплат в министерствах и ведомствах вполне реально в случае оптимизации структуры и сокращения кадров. В частности, в Минэкономразвития за счет значительного сокращения сотрудников и сохранения прежнего зарплатного фонда удалось поднять общий уровень зарплат. Правда, на уровне вознаграждения высшему руководству Минэкономразвития это особо не отразилось. Заметные кадровые изменения также прошли в НБУ. В 2015 году за счет упразднения непрофильных функций в Нацбанке сократили более 6 тыс. сотрудников. Также были внесены изменения в структуру оплаты труда: соотношение постоянной и переменной части вознаграждения было изменено с 20 к 80 на 80 к 20. То есть 80% теперь составляет фиксированный доход, 20% — премия.

"Средняя зарплата по министерству — без учета министра и его заместителей — должна составлять минимум 25 тыс. грн в месяц. Плюс социальный пакет"

Андрей Пивоварский об адекватных зарплатах для чиновников

Альтернативным источником бюджетному финансированию зарплат госслужащих могут стать ресурсы донорского фонда. Создать его в Администрации президента планировали еще в прошлом году, но все так и осталось на уровне идеи. При этом большинство опрошенных Фокусом экспертов положительно оценивают инициативу. "Массовый приход некоррумпированных профессионалов может кардинально изменить качество выполнения государством своих функций. Миллиарды будут сэкономлены, так как не будут украдены", — считает Владимир Павленко из КПМГ.

Впрочем, подобный донорский фонд не может действовать более 1–5 лет. Его можно рассматривать лишь как источник бесперебойного питания на время выполнения аварийных работ. "Поддержка фонда может стать удачным решением на период проведения полноценной реформы госслужбы, — рассуждает исполнительный директор Центра экономической стратегии Глеб Вышлинский. — В ее рамках сначала необходимо пересмотреть функции госорганов. Затем под каждую из функций составить штатное расписание, учтя возможности автоматизации операций. Например, создание полнофункционального электронного кабинета налогоплательщика позволит сократить тысячи сотрудников ГФС. Далее под новое штатное расписание нужно по конкурсу набрать служащих и за счет высвободившихся ресурсов установить для них в несколько раз более высокие зарплаты".

На быстрый старт подобного донорского фонда надеялись многие люди из бизнеса, которые пришли на госслужбу. "Когда в декабре 2014-го я был приглашен на пост замминистра инфраструктуры, было сказано, что процесс создания такого фонда займет пару месяцев. Этот срок прошел уже несколько раз, но фонд так и не появился", — рассказывает экс-замминистра инфраструктуры Владимир Шульмейстер. И дело здесь вовсе не в отсутствии доноров, желающих профинансировать подобную инициативу. По словам Шульмейстера, практически сразу после назначения Кабмина 8 декабря 2014 года состоялась встреча министров Алексея Павленко и Андрея Пивоварского с представителями Европейской Бизнес Ассоциацией (ЕБА), где им сообщили, что уже есть деньги для оплаты труда новых госменеджеров.

"Международные доноры были готовы давать средства. Но механизмы для получения ресурсов технически не были реализованы. Обязательства по организации брала на себя Администрация президента, но результата нет", — говорит Шульмейстер. Он предполагает, что ситуация может сдвинуться с мертвой точки в ближайшие несколько недель, после отчета правительства, который намечен на 16 февраля.

$2775–16 650

в среднем зарабатывают в месяц европейские чиновники в исполнительной власти

Менеджер реформы государственного управления проектного офиса Национальной рады реформ Иван Хилобок рассказал Фокусу, что работа по привлечению новых кадров на госслужбу была начата заместителем главы АП Дмитрием Шимкивым еще в сентябре 2014 года. В президентской Администрации разработали концепцию и законопроект, в которых предлагалось делегировать людей для работы на госслужбе от частных компаний. Такая модель работает в Великобритании и Канаде, но в Украине ее не поддержали ни политики, ни общественные организации, решившие, что такой подход дискриминирует соискателей на должности не из частных компаний.

Когда этот вариант отпал, в АП стали разрабатывать механизм создания фонда финансирования госслужбы. Сначала фонд планировали наполнять за счет бизнесменов с ограничением в $50 тыс. в год на одну компанию и денег международных организаций без каких-либо ограничений. Депутаты потребовали исключить участие бизнесменов и оставить такую возможность только для международных организаций. После этого в апреле 2015 года начались переговоры с ЕС о выделении средств на фонд оплаты труда новых украинских чиновников. В конце 2015 года ЕС даже выделил на эти цели 90 млн евро. Но денег от Евросоюза реформаторы-технократы из Кабмина так и не получили. "Европейцы для проведения платежей требуют изменений в закон о госслужбе и четкую стратегию реформирования госуправления. Закон о госслужбе в апреле 2015 года прошел первое чтение и был принят только в декабре 2015-го. Стратегию премьер-министр еще в мае поручил подготовить и согласовать с ЕС секретариату Кабмина. Из-за неготовности стратегии деньги на госслужбу не были перечислены, а предоставленные ЕС 90 млн евро пошли на децентрализацию", — объясняет Иван Хилобок.

Европейская сторона все еще ждет от Украины предложений относительно того, как уберечься от коррупции при распределении средств фонда и как обеспечить переход от донорских денег на внутренние ресурсы через 3–5 лет. По мнению Владимира Павленко, вопрос не решается из-за того, что политики боятся брать на себя ответственность и объяснять избирателям, почему зарплаты чиновников должны быть в разы больше, чем пенсии или зарплаты учителей.