Разделы
Материалы

Плюс на минус. Зачем Минфин хочет увеличить минимальную зарплату

Мария Бабенко
Фото: bigmir.net

Фокус выяснил, как повлияет на доходы граждан и экономику страны повышение соцстандартов, которое обсуждается в Кабмине

Минимальную зарплату в Украине могут повысить в полтора раза уже с 1 июня 2016 года, заявил на днях министр социальной политики Андрей Рева. В последний раз минималка повышалась совсем недавно — на 72 грн (5,2%), до 1450 грн, с 1 мая. И если в Минфине не шутят, уже через несколько недель ее уровень составит 2175 грн.

Кого коснется

Если верить официальной статистике, повышение соцстандартов коснется немногих. Минималку сейчас получают 3,1% от общего числа штатных работников, зарплату свыше минимальной до 1500 грн — 6,9%, от 1500 до 2000 — 13%. Всего таковых набирается около четверти от общего числа работающих, оформленных в штат.

Те работодатели, которые сегодня начисляют сотрудникам минималку, а основную сумму зарплаты выплачивают в конвертах, будут вынуждены увеличить "белую" часть. Однако подобное повышение не приведет к повсеместной детенизации зарплат. Ведь в тени находятся куда большие суммы, которые и дальше продолжат выплачивать в конвертах.

Куда пойдут "лишние" деньги

Рост доходов населения автоматически приведет к снижению объема субсидий на оплату коммунальных услуг. Эксперты Экономического дискуссионного клуба подсчитали, что около 1 млрд из 2 млрд грн, которые население станет ежемесячно дополнительно получать от государства и работодателей за счет повышения минимальной зарплаты, будет расходоваться на оплату услуг ЖКХ. Простой пример: по данным Минсоцполитики, обязательный уровень оплаты услуг ЖКХ для семьи из трех человек со среднедушевым доходом 1550 гривен составляет 406 грн. Если доход на одно лицо в этой же семье повысится до 2330 грн, платить за ЖКХ придется уже 958 гривен.

Рост доходов населения автоматически приведет к снижению объема субсидий на оплату коммунальных услуг

Однако влияние роста минимальной зарплаты на объемы выплаченных субсидий и количество их получателей не будет одномоментным. "Объемы субсидий сократятся, но эффект будет заметен лишь со временем. Ведь при подаче заявления на получение субсидии учитывается доход за предыдущие 12 месяцев", — говорит экономист "Ціна Держави" (проект CASE Украина) Наталья Лещенко. Следовательно, большая часть дополнительных средств сразу после повышения соцстандартов будет выплеснута на потребительский рынок. Наталья Лещенко обращает внимание на перераспределение доходов — часть из них вернется в виде налогов в бюджет, а если учесть рост тарифов, люди почувствуют не такое уж большое улучшение.

Как отразится на росте экономики, ценах и гривне

Эксперты Экономического дискуссионного клуба в качестве возможных последствий повышения минимальной зарплаты в полтора раза называют рост внутреннего розничного товарооборота в пределах 1%. Это может в свою очередь стимулировать небольшой рост ВВП. Сложнее просчитать влияние на цены и курс гривны. "Вряд ли появившийся дополнительный спрос будет настолько сильным, чтобы существенно поднять цены в рознице. Аналогично и с валютным рынком — вряд ли граждане (которым повысят минимальную зарплату. — Фокус) побегут скупать доллары. Но если для повышения соцстандартов правительству вновь придется эмитировать гривну, влияние на курс валюты будет однозначно негативным" — прогнозирует аналитик ИК Adamant Capital Инна Звягинцева. То есть, если рост не подкрепится восстановлением экономики, удержаться в рамках запланированных макропоказателей будет сложно.

"Повышение минимальных соцстандартов в полтора раза выглядит слишком высоким для того, чтобы достичь прогнозируемых по итогам года показателей по инфляции и бюджетному дефициту", — считает старший экономист Центра экономической стратегии Ирина Пионтковская. По ее мнению, с учетом недавнего роста тарифов на газ и электроэнергию перенос запланированного в бюджете повышения соцстандартов с декабря на июль 2016 года был бы возможен, но его процент вряд ли может быть таким значительным.

В бюджете 2016 года пока предусмотрен рост минимальной зарплаты и прожиточного минимума на 12,5% в два этапа — с 1 мая и с 1 декабря. Влияние более радикального повышения соцстандартов на госбюджет будет разнонаправленным. С одной стороны, нагрузка на казну увеличится из-за зарплат госслужащих, которые наверняка поднимут, несмотря на отказ от привязки их уровня к соцстандартам (в правительстве сейчас рассматривают возможность отвязать от социальных стандартов тарифную сетку зарплат бюджетников). С другой стороны, доходы повысятся за счет роста поступления налогов и сборов.

"Вряд ли появившийся дополнительный спрос будет настолько сильным, чтобы существенно поднять цены в рознице. Аналогично и с валютным рынком — вряд ли граждане побегут скупать доллары"

Инна Звягинцева аналитик ИК Adamant Capital

"Согласно расчетам правительства, дополнительные расходы госбюджета на повышение зарплат, которые сегодня ниже, чем полторы минимальных, составят порядка 4,5 млрд грн. При этом в бюджет правительство рассчитывает дополнительно получить около 7 млрд грн за счет роста зарплат", — приводит расчеты Наталья Лещенко. По ее словам, вырастут сборы единого соцвзноса (ЕСВ), причем не только за счет тех, кто получает минимальную зарплату, но и за счет предпринимателей на упрощенной системе налогообложения. Кроме того, в случае принятия новых стандартов практически ни к кому из плательщиков подоходного налога физлиц (ПДФЛ) не будет применяться налоговая социальная льгота, что также будет способствовать сокращению расходов госбюджета.

Что скажут в МВФ

Эксперты не уверены, что МВФ позитивно воспримет щедрость правительства. По мнению Ирины Пионтковской, инициатива может пагубно повлиять на шансы Украины договориться с МВФ о получении следующего транша в середине июля. Чтобы убедить Фонд, правительству придется искать какие-либо компенсаторы для бюджета — расширять налоговую базу, ускорять приватизацию или сокращать расходы бюджета. "Если правительство сможет убедительно показать, откуда оно возьмет средства на повышение соцстандартов, возобновление сотрудничества с фондом будет возможно. Но учитывая очень сложный и длительный процесс переговоров о продолжении сотрудничества с МВФ, подобные инициативы выглядят несвоевременными", — заключает Инна Звягинцева.