Военное противостояние с Россией и экономическая блокада со стороны РФ лишь частично объясняют слабость украинской экономики. Фокус выделил пять основных экономических рисков этой осени
В конце августа агентство Bloomberg опубликовало статью, в которой оценило вероятность дефолта Украины в ближайшие три года в 17,8%. Не так и мало для страны, которая декларирует реформы и получает помощь от западных доноров. Ситуация в Украине и впрямь далека от идеала. Правительство и реструктуризировало валютные долги перед частными кредиторами в прошлом году, и остановило падение экономики. Однако при текущих темпах роста вернуться к докризисным показателям уровня доходов и ВВП нереально даже в ближайшие несколько лет. Военное противостояние с Россией и экономическая блокада со стороны РФ лишь частично объясняют слабость украинской экономики. Нереформированные суды, принимающие абсурдные решения, неприватизированные госпредприятия, на которых по-прежнему процветают коррупционные схемы, и популисты в парламенте, призывающие вернуть все как было, наносят стране ущерб, сопоставимый с российской агрессией. Прогноз Bloomberg, возможно, излишне пессимистичен, но он предупреждает о тех испытаниях, которые украинцам еще придется пройти. Очередной тест на стойкость нас ждет уже в ближайшие месяцы. Фокус выделил пять основных экономических рисков этой осени.
Девальвация гривны
Предпосылок для укрепления нацвалюты пока нет
После максимального проседания в феврале до 27,25 UAH/USD курс гривны последовательно укреплялся в течение полугода. В начале августа доллар можно было купить за 24,6–24,7 грн. Но в последние недели лета нацвалюта вновь начала девальвировать, что, впрочем, и прогнозировал Фокус еще весной. К началу бизнес-сезона в сентябре доллар на черном рынке продавали уже по 26,7 грн. Всего за месяц нацвалюта обесценилась на 8%. Это плохой знак, ведь традиционно спрос на валюту повышается осенью.
Экономических предпосылок для августовской девальвации, на первый взгляд, не было. По данным Госстата, рост экономики Украины во II квартале текущего года ускорился до 1,3% после увеличения на 0,1% кварталом ранее. Платежный баланс (экспортно-импортные операции, кредиты, инвестиции) в январе — июне сведен с профицитом в $406 млн. В июле выросли также золотовалютные резервы НБУ — на 0,7%, до $14,8 млрд.
Среди ситуативных факторов, повлиявших на обесценивание гривны, можно назвать погашение Минфином в середине августа индексных облигаций (привязанных к доллару) на 6 млрд грн. Кроме того, около 1 млрд грн вернул Фонд гарантирования вкладов клиентам обанкротившегося банка "Михайловский". Вполне вероятно, что эти деньги пошли на валютный рынок и создали давление на гривну. Действительно, по данным НБУ, в августе украинцы активизировали скупку долларов в банковских отделениях, хотя продали валюты по-прежнему больше, чем приобрели.
Наиболее вероятный сценарий для гривны — ослабление к концу года до 27,2–27,5 UAH/USD
Но есть и более глубинные причины девальвации. Хотя в целом платежный баланс страны пока сводится с профицитом, объем импорта в первом полугодии превысил экспорт на $683 млн. В июле негативный тренд усилился. Ситуация для отечественных экспортеров сложилась не лучшая — цены на украинское сырье едва ли будут расти, а вот пойти в обратном направлении могут. К примеру, если в апреле железная руда торговалась по $68 за т, то сейчас Goldman Sachs прогнозирует среднегодовую цену в $46, а в JP Morgan считают, что до конца года ее стоимость опустится до $38 за т. Продолжает дешеветь на мировых рынках и продовольствие. Все это негативно сказывается на объемах валютной выручки, поступающей в страну.
В числе факторов, которые будут давить на гривну, руководитель аналитического департамента инвесткомпании Concorde Capital Александр Паращий называет закупку импортных энергоносителей в преддверии отопительного периода. Укрепить гривну или по крайней мере ослабить колебания курса мог бы транш МВФ. В правительстве и Нацбанке недвусмысленно намекают, что эти деньги нужны для поддержания финансовой стабильности. Но фонд не спешит перечислять Украине третий транш кредитной программы из-за слабого прогресса в реформах.
Обвал гривны, тем не менее, маловероятен. Как отмечает начальник отдела рыночных исследований РА IBI-rating Виктор Шулик, объем золотовалютных резервов НБУ позволяет покрывать 3,6 месяца импорта. В теории это считается достаточным показателем, чтобы удерживать колебания нацвалюты в разумном диапазоне. Нацбанк уже начал сглаживать колебания на рынке, понемногу распродавая валюту банкам. В августе центробанк впервые с апреля больше продавал валюту на межбанковском рынке, чем покупал — на $13,4 млн.
Наиболее вероятным сценарием в текущей ситуации выглядит плавное ослабление курса гривны. Большинство опрошенных Фокусом экспертов склоняются к мнению, что к концу года он составит около 27,2–27,5 UAH/USD. Негативный сценарий — проседание ниже 28 UAH/USD — возможен в случае усиления военного конфликта в Донбассе или ощутимого снижения цен на основные товары украинского экспорта. Для укрепления нацвалюты, то есть реализации оптимистического сценария, экономисты пока не видят существенных предпосылок.
Падение реальных доходов
Новые счета за коммуналку и продуктовая инфляция перекроют повышение зарплат
Доходы украинцев в номинальном выражении с начала года выросли. Средняя зарплата в стране, по данным Госстата, по состоянию на июль 2016-го увеличилась в годовом измерении на 22%, до 5,4 тыс. грн. Отчасти это связано с двукратным снижением ставки единого соцвзноса до 22%, после чего бизнес начал постепенно выводить зарплаты из тени, отчасти — с прибавками к окладам.
Пережив тяжелые 2014–2015 годы, к середине этого лета украинцы почувствовали себя более платежеспособными. Летом граждане активно скупали электронику, автомобили и прочие предметы "не первой необходимости". К примеру, в августе дилеры продали 5,6 тыс. новых авто, что на 58% больше, чем в августе прошлого года. А поставки ноутбуков во ІІ квартале этого года, по данным IDC, выросли в 3,3 раза — до 128 тыс. шт.
Но потребительское оживление может продлиться недолго. По данным Минэкономразвития, рост ВВП за семь месяцев 2016 года составил слишком скромные 0,7%. При таких темпах восстановления экономики вряд ли можно ожидать дальнейшего повышения зарплат. В свою очередь, возобновившийся спрос на импортные товары усиливает давление на курс гривны, что чревато ростом цен и снижением реальных доходов населения в ближайшую осень-зиму.
Но даже если Нацбанк убережет гривну от глубокой девальвации, в ноябре-декабре украинцам придется умерить аппетиты. Значительная доля заработков уйдет на оплату коммунальных услуг. С 1 июля существенно выросли тарифы на горячую воду и отопление. Уже сейчас за кубометр горячей воды (при установленном полотенцесушителе) киевляне платят 83,1 грн, в два раза больше, чем раньше. С 1 сентября выросли и тарифы на электроэнергию — жители столицы вместо 0,36–1,4 грн за 1 кВт/ч будут платить 0,74–1,63 грн, в зависимости от объемов потребления. Также в этом отопительном сезоне вдвое больше денег придется выложить за 1 Гкал тепла — 1,4 тыс. грн.
К тому же осенью можно ожидать увеличения продуктовой инфляции, которая летом колебалась на отметке около нуля. Ассоциация поставщиков торговых сетей уже в сентябре ожидает роста цен на овощи на 7%, а на остальные продукты питания — на 3%, что связано с сезонным сокращением производства.
Платежный кризис
Денег на коммунальные субсидии может не хватить. Уже в декабре возможен кризис неплатежей
Несмотря на рост тарифов в 2015 году, население не наращивало долги за услуги ЖКХ. В июле накопленная задолженность домохозяйств по коммунальным платежам составила 12,5 млрд грн, незначительно уменьшившись по сравнению с июнем. Ситуацию с платежами смягчила простота получения субсидий, на которые в бюджете 2016-го заложили 35 млрд грн.
Но уже сейчас, еще до начала отопительного сезона, местные власти в регионах стали говорить о практически полном исчерпании выделенных на субсидии сумм. По прогнозам министра финансов Александра Данилюка, из-за резко возросших счетов за коммунальные услуги Минфин ожидает роста числа субсидиантов-домохозяйств уже до конца года с 5,5 млн до 7 млн. Уже этой осенью правительству может не хватить бюджетных средств на выплату субсидий.
А зимой и вовсе может случиться кризис неплатежей. По словам вице-премьера Павла Розенко, в 2017-м из бюджета на субсидии выделят 45 млрд грн. Но за получением субсидий, по прогнозам, обратятся уже около 9 млн домохозяйств. Чтобы компенсировать им резко возросшие затраты на услуги ЖКХ, может понадобиться куда большая сумма — 70 млрд грн. Выискать эти средства в госбюджете будет сложно. Сейчас средства на субсидии государство находит за счет рентных и налоговых платежей от государственной Укргаздобычи. Однако со следующего года ренту УГД планируют снизить с 50% до 29%, чтобы стимулировать добычу.
В июле мэр столицы Виталий Кличко заявил, что долг киевлян за услуги ЖКХ сохраняется на уровне свыше 1 млрд грн. Но при этом градоначальник выразил опасение, что повышение тарифов увеличит размер долга минимум вдвое, а это "может привести к коллапсу в жилищно-коммунальном хозяйстве" — возникнут проблемы с обслуживанием системы, участятся аварийные отключения тепловых сетей, воды и электроэнергии.
Новый банкопад
По прогнозам экспертов, до конца года с рынка уйдут еще от 5 до 15 банков
В конце 2015 года НБУ заявил о завершении активного этапа очистки банковского рынка от недобросовестных финучреждений. Несмотря на эти заверения, банкопад продолжился и в 2016-м.
Помимо нескольких мелких банков, рынок покинули и достаточно крупные финучреждения, оставившие за собой шлейф долгов перед вкладчиками. В их числе "Хрещатик" (средства юрлиц и физлиц — 7,1 млрд грн), Фидобанк (5,8 млрд грн), "Михайловский" (2,1 млрд грн). И хотя вкладчикам-физлицам депозиты до 200 тыс. грн пусть и с задержкой, но все же возвращает Фонд гарантирования вкладов, корпоративные клиенты теряют все сбережения на текущих счетах. У бизнеса возникают сопутствующие проблемы: задержки с платежами, сокращение деятельности, вынужденная оптимизация персонала.
Последние несколько месяцев на банковском рынке достаточно тихо, но, скорее всего, это временное явление. Опрошенные Фокусом эксперты сходятся во мнении, что в 2016 году закроются еще от 5 до 15 небольших финучреждений. Ситуация на рынке по-прежнему сложная: доходы банков в первом полугодии сократились на 18%, до 88 млрд грн, а общий убыток хоть и уменьшился, но составил гигантские 9,2 млрд грн. Выдавать новые кредиты банки боятся из-за дефицита надежных заемщиков. За 8 месяцев 2016-го общий кредитный портфель сократился с 965 млрд грн до 910 млрд грн. Без расширения кредитной деятельности, по сути основного источника заработка, многим финучреждениям сложно компенсировать 20–25%, предлагаемых вкладчикам по депозитам.
К тому же, согласно обязательствам НБУ перед МВФ, украинские банки должны вливать в капитал дополнительные средства акционеров. К примеру, до 11 июля 2017 года уставной фонд банка должен составлять не менее 200 млн грн. По подсчетам Фокуса, из около 100 существующих банков этому требованию на текущий момент не отвечают более 40 преимущественно мелких финучреждений с украинскими собственниками. Далеко не факт, что большинство из них сможет или захочет найти дополнительные средства для докапитализации банка. В таком случае финучреждения будут либо ликвидироваться, либо выводиться с рынка принудительно.
Фискальный пресс
Срыв большой приватизации и вероятный рост задолженности населения за коммуналку увеличат бюджетный дефицит. Правительство может расширить налоговую базу
По итогам января — июля 2016 года дефицит госбюджета составил почти 50 млрд грн. За аналогичный период менее стабильного 2015-го дыра в госфинансах была в 22 раза меньше. И хотя часть доходов просто перетекла с центрального уровня в местные бюджеты в результате финансовой децентрализации, проблемы с выполнением плана весьма вероятны.
"Невыполнение бюджета в текущем году очень вероятно из-за невыполнения плана по приватизации (60 млн грн текущих поступлений вместо ожидаемых по итогам года 17 млрд грн. — Фокус) и других факторов. Дефицит составят недополученные средства и дополнительные расходы, связанные с увеличением объема субсидий на услуги ЖКХ и заработных плат в бюджетной сфере (с 1 декабря правительство намерено повысить минимальные зарплаты и пенсии на 10%. — Фокус)", — прогнозирует президент Экономического дискуссионного клуба Анатолий Максюта.
По словам главы Минфина Александра Данилюка, непростую ситуацию с госфинансами может усугубить неполучение внешнего финансирования, из-за чего правительству придется принимать чрезвычайно непопулярные меры — урезание расходов госбюджета (секвестр). Речь идет не только о транше МВФ объемом до $1,7 млрд, но и о кредитных гарантиях США на $1 млрд, макрофинансовой поддержке от ЕС объемом 1,2 млрд евро, а также кредитах на покупку газа.
- Читайте также: Сезон охоты. Главные политические риски осени-2016
Латать дыры в бюджете, скорее всего, придется за счет фискальных мер. Глава Государственной фискальной службы Роман Насиров не скрывает, что ожидает напряженных для его ведомства последних месяцев года. По его мнению, в готовящийся проект изменений в Налоговый кодекс необходимо внести нормы, касающиеся расширения общей базы налогообложения в стране. Правда, если новшества и будут одобрены Верховной Радой, то вступят в силу не ранее 2017 года.
Рисунки: Александр Шатов