Сезон охоты. Главные политические риски осени-2016

Фото: УНИАН
Фото: УНИАН

Один на один с Россией, дестабилизация ситуации внутри страны, развал коалиции. Фокус выделил основные политические риски осени

Related video

В новый политический сезон, традиционно стартующий с началом осенней сессии Верховной Рады, страна входит с грузом законсервированных проблем. В парламенте по факту не существует стабильного большинства, минские переговоры зашли в тупик, уровень доверия к власти падает. Рейтинг политических популистов при этом растет, населению необходимо объяснять причины дальнейшего роста тарифов, а решение о предоставлении Украине очередного транша МВФ снова отложено. Этот ворох проблем наверняка приведет к росту недовольства в обществе, чем не преминут воспользоваться оппозиция и пятая колонна Кремля.

Тарифы

Повышение жилищно-коммунальных тарифов наверняка станет главным трендом нынешнего политического сезона, поскольку задевает интересы всех без исключения украинцев. Топовой эта тема стала еще в апреле, когда сформированное правительство Владимира Гройсмана одним из первых приняло решение о повышении цены на газ для населения. Обсуждение тарифов стало доминирующим в информпространстве, оттеснив на второй план даже события в Донбассе.

Повышение цен на услуги ЖКХ оппозиция окрестила "тарифным геноцидом", анонсировав на осень "тарифный Майдан". Пик недовольства, по их расчетам, придется на октябрь, когда украинцы получат платежки, рассчитанные по новым тарифам. Это наверняка спровоцирует недовольство в обществе, однако украинский опыт показывает, что сугубо экономические протесты массовыми никогда не были. Масштабные протестные акции всегда организовывал средний класс и всегда с политическими требованиями. По словам социолога Ирины Бекешкиной, руководителя фонда "Демократические инициативы", для результативных протестов недовольства мало — нужна понятная цель и авторитетные лидеры.

В данном случае цель вроде бы очерчена — добиться снижения тарифов хотя бы до уровня марта-апреля. Но вот с авторитетными лидерами, как всегда, сложно. Тарифную тему оседлали оппозиционеры самого разного толка: от националистов из Свободы до экс-регионалов из Оппозиционного блока. Наиболее эффективно ее используют Юлия Тимошенко и Олег Ляшко. Согласно последнему опросу, проведенному социологической группой "Рейтинг", популярность главы Батькивщины за текущий год выросла с 14% до 18%, что сделало ее лидером президентского рейтинга. Популярность Ляшко — с 5% до 10%, это четвертое место в аналогичном рейтинге.

Нажмите для увеличения

Fullscreen

Инфографика: Елизавета Букреева

Нарастил популярность и лидер парламентской фракции Оппозиционного блока Юрий Бойко, умело использующий тарифную тему для подогревания протестных настроений в обществе. Его на гипотетических президентских выборах сейчас готовы поддержать 12% украинцев, тогда как в начале года таких было 10%. Для сравнения: президент Петр Порошенко в результатах соцопроса "Рейтинга" лишь третий по популярности, имея в активе 11% сторонников, хотя в начале 2016 года их было 22%.

Несмотря на падение рейтинга, отказываться от повышения коммунальных тарифов власть пока не собирается. Во-первых, в силу объе­ктивных причин: согласно подсчетам правительства, прежняя цена на газ в этом году потребовала бы выделения 170 млрд грн дотаций Нафтогазу, тогда как коммунальные субсидии обойдутся бюджету лишь в 40 млрд грн. Разницу пришлось бы покрывать за счет госсредств. Кроме того, в этом случае Украина не получит третий транш МВФ и макроэкономическую помощь от Евросоюза, а это риск обвала гривны (см. стр. 24). Во-вторых, есть субъективная причина: отказавшись от "приведения тарифов к экономически обоснованному уровню", власть признала бы поражение в борьбе с оппозицией, умножив на ноль пиар-усилия по продвижению главной "непопулярной реформы".

Именно поэтому Кабмин пытается навести порядок в системе выдачи субсидий, параллельно ведя разъяснительную работу с населением. На днях правительство запустило портал teplo.gov.ua, где понятным языком объясняются причины повышения тарифов и порядок оформления субсидий. Есть даже советы по экономии на услугах ЖКХ, а всем желающим предлагают оформить заявку на субсидию прямо на сайте. Вот только значительная часть нуждающихся в помощи от государства вряд ли являются продвинутыми пользователями Сети.

Исход тарифной войны между властью и оппозицией будет зависеть вовсе не от хорошей системы предоставления субсидий и даже не от цифр в платежках. В вы­игрыше окажется тот, кто победит в информационном поле. Но правительство, похоже, сможет перехватить инициативу только в конце года, когда состоится запланированное повышение минимальных зарплат и пенсий на 10% (с 1 декабря).

Донбасс

5 сентября исполнилось два года минским соглашениям. Ни один из их пунктов за это время полностью не выполнен, а реализация многих вообще не начиналась. По сути, благодаря соглашениям удалось добиться лишь одного: вот уже полтора года в Донбассе нет масштабных боевых действий, хотя украинские солдаты гибнут практически каждый день. В последние месяцы застопорился обмен пленными. Участники трехсторонней контактной группы по урегулированию ситуации в Донбассе открыто признают, что бесконечные заседания в Минске безрезультатны.

"Досрочные выборы в Раду остаются крайним вариантом, который в АП, глядя на падение рейтинга власти, пока не рассматривают"

С началом осени снова заговорили о возможном обострении на фронте, а высшее руководство страны не исключает масштабного российского вторжения. На восточных границах Украины не прекращается наращивание военного контингента РФ, проводится практическая отработка их действий во время учений. Историю с "украинской ДРГ в Крыму" многие также восприняли как создание повода для вторжения в нашу страну. Тем более что тогда Владимир Путин заявлял: мол, не видит дальнейших перспектив нормандского формата, в котором лидеры Украины, Германии, Франции и России обсуждают судьбу оккупированного Донбасса.

Впрочем, после саммита Большой двадцатки в Китае и переговоров с президентом США Бараком Обамой российский президент неожиданно признал, что "другого варианта хотя бы предпринять попытки урегулирования нет". В свою очередь, президент Франции Франсуа Олланд анонсировал проведение переговоров в нормандском формате уже в ближайшие недели, а канцлер Германии Ангела Меркель подчеркнула, что принимать любые решения по Украине надо обязательно с участием украинской стороны. Уже очевидно, что только встречи в нормандском формате смогут сдвинуть мирный процесс с мертвой точки — переговоры в формате глав МИДов в последнее время были столь же безрезультатными, как и консультации трехсторонней контактной группы в Минске.

Ключевой пункт, за который цепляются сепаратисты и Россия, — предоставление особого статуса оккупированным территориям и проведение там выборов. Украинская сторона занимает однозначную позицию: никаких дальнейших уступок без вывода российских войск и контроля над украинской границей не будет. Сами выборы должны проходить по украинскому законодательству, с участием украинских партий и СМИ. Несмотря на усилия российской, а частично французской и германской сторон, сдвинуть украинских дипломатов с этой позиции пока не удалось.

В любом случае никакие договоренности на высшем уровне не сработают без поиска компромисса по вопросу Донбасса внутри самой Украины, где любые серьезные уступки сепаратистам или Кремлю многие бескомпромиссно воспримут как "зраду". К примеру, предоставление оккупированным территориям особого статуса потребует голосования в парламенте конституционным большинством. Гипотетически 300 голосов за Администрация президента кнутом и пряником собрать может (хотя, по информации Фокуса, такая работа сейчас не ведется). Но в нынешней ситуации Петр Порошенко вряд ли пойдет на такой рискованный шаг, ведь могут повториться, но в куда более масштабной форме прошлогодние события у ВР, когда во время протестной акции против "особого статуса Донбасса" погибли четверо нацгвардейцев. Порошенко, чей рейтинг за время пребывания у власти достиг минимума — 11%, вряд ли решится дать обществу новый повод для недовольства.

"Отказавшись от "приведения тарифов к экономически обоснованному уровню", власть признала бы поражение в борьбе с оппозицией, умножив на ноль пиар-усилия по продвижению главной "непопулярной реформы

"Россия из оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей хочет создать, как кто-то говорил, протекторат "Донбасс" и на своих условиях инфильтрировать его в состав Украины, чтобы подрывать нас изнутри. Скажу коротко: мы это делать не позволим, и так не будет", — заявил Порошенко на открытии новой сессии парламента. Похоже, в Администрации президента уже однозначно решили, что в ближайшее время не будут делать резкие шаги, которые определят политическое будущее оккупированных земель. По информации Фокуса, акцент будет делаться на гуманитарных вопросах: освобождении украинских пленных, нормализации жизни людей в прифронтовой зоне и т. д.

В свою очередь, Кремль вряд ли в ближайшее время будет принуждать Киев играть по российским правилам, разворачивая масштабные боевые действия в Донбассе — Путину пока выгодно и дальше вести против Украины гибридную войну. Геополитическая конъюнктура играет Путину на руку. В Евросоюзе, в первую очередь в Германии и Франции, постепенно усиливают позиции "друзья Путина" из различных право- и левопопулистских партий. В частности, тают шансы Ангелы Меркель на переизбрание канцлером в следующем году, вместо нее к власти могут прийти более расположенные к России социал-демократы.

Многое будет зависеть от результата ноябрьских выборов президента в США, где победу может одержать Дональд Трамп, позволяющий себе комплименты в адрес Путина и неоднозначные заявления о статусе Крыма. Как рассказывают украинские дипломаты, именно США сейчас самый решительный союзник Украины в противостоянии с Россией. Не раз "ястребиная" позиция Белого дома стимулировала страны ЕС придерживаться жесткой линии в отношении с Кремлем. Если новые власти США смягчат свою политику, во многих европейских странах может победить позиция "лучше торговать с Россией, чем воевать". Украина рискует остаться один на один с врагом.

Результат американских выборов может сыграть ключевую роль если не в отмене (об этом пока никто не говорит), то минимум в смягчении антироссийских санкций Запада уже в начале следующего года, что позволит Кремлю и дальше кошмарить Украину. Помимо внешней дипломатии Москва наверняка удвоит усилия по внутренней дестабилизации нашей страны, используя здесь свою пятую колонну — расчет на досрочные парламентские выборы и приход к власти партий, которые занимают более лояльную к РФ позицию, пусть даже в патриотической обертке.

Коалиция

Политическая стабильность в Украине зависит не только от действий оппозиции, но и от того, смогут ли сохранить союз Блок Порошенко и Народный фронт. Пока противоречия между ними ограничиваются колкостями в СМИ, хотя "фронтовики" при случае не упускают возможности показать "старшим партнерам" свою важность, акцентируя на том, что без них БПП недееспособен. К примеру, голосование за новый состав Центризбиркома, члены которого переработали свой срок уже на два с лишним года, сорвалось из-за того, что именно НФ не согласился со списком кандидатур, предложенных президентом. Однако идти на открытую конфронтацию там не хотят — рейтинг НФ стабильно находится в пределах статистической погрешности, и досрочные выборы окончательно похоронят этот проект.

И все же коалиция БПП и НФ существует лишь на бумаге. Ее официальную численность руководство парламента не называет, как, впрочем, и персональный состав коалициантов. Так что в новом политическом сезоне президенту наверняка снова придется обращаться "за помощью" к другим парламентским фракциям и группам. В первую очередь к Возрождению и Воле народа, которые в скором времени могут слиться в единую группу "Наш край". Такая конструкция, безусловно, очень неустойчивая, но работать с ней Администрации президента придется. Хотя бы для того, чтобы принять госбюджет на следующий год. Досрочные выборы в Раду остаются крайним вариантом, который в АП, глядя на падение рейтинга власти, пока не рассматривают.