Вспомнили про дефолт. Почему снова заговорили о банкротстве Украины
Спустя год после реструктуризации украинского госдолга в агентстве Bloomberg Украину поставили в один ряд со странами, где в течение года наиболее вероятен дефолт
В начале сентября 2016 года многие российские СМИ разразились сообщениями о приближении Украины к дефолту со ссылкой на авторитетный источник — известное американское агентство Bloomberg. Информационную волну всколыхнула публикация на этом ресурсе небольшой заметки о ситуации в Украине спустя год после реструктуризации около $18 млрд госдолга. В материале, в частности, был приведен рейтинг стран с наибольшей вероятностью дефолта в течение года. Украину в нем поставили на третье место после Греции и Венесуэлы перед Суданом, Казахстаном и Тунисом. Возможность наступления дефолта в Украине оценили в 17,8%. "Эта короткая статья оказалась очень удачной для автора и для агентства Bloomberg, так как она сразу привлекла внимание экспертов, финансовых журналистов и политиков в Украине и РФ, которые используют любой повод для активизации размышлений по поводу проблем в экономике Украины", — анализирует резонанс руководитель аналитического подразделения группы ICU Александр Вальчишен. По его мнению, обширная реакция на эту статью показывает, что аудитории пребывают в ожидании плохих новостей.
"Статья опирается на аналитическую модель агентства Bloomberg, которая учитывает разнообразные экономические факторы (краткосрочный внешний долг в процентах от ВВП, валютные резервы в процентах от ВВП, уровень проблемных кредитов в банковской системе и т. д.), присваивает им различные коэффициенты и высчитывает теоретическую вероятность дефолта. Так как экономические показатели Украины еще достаточно слабы, расчеты по этой модели показали довольно высокий риск", — объясняет трейдер отдела торговых операций с долговыми ценными бумагами ИК Dragon Capital Федор Багненко.
По сути, публикация не сообщает ничего нового. Как отмечает руководитель аналитического департамента ИК Concorde Capital Александр Паращий, Украина не сходила с "призовых мест" антирейтингов, так как с начала 2016-го уровень госдолга страны вырос на $1,5 млрд, до $67 млрд к концу июля, а соотношение госдолга к ВВП (ключевой показатель платежеспособности государства) с 79% по состоянию на январь к концу года должен превысить 81%. По мнению Паращия, реструктуризация привела только лишь к "арифметическому", а не фактическому уменьшению государственного и гарантированного долга на $3,2 млрд, чего недостаточно для полного решения долгового вопроса.
"У Украины нет существенных погашений внешнего долга до 2019 года, поэтому практические риски дефолта на ближайшие несколько лет очень низкие. Даже в случае трудностей с МВФ дефолт маловероятен"
Военный конфликт на востоке и политическое противостояние с северным соседом лишь подливают масла в огонь. "Портфельные управляющие инвестфондов нервно реагируют на любые усиления боевых действий в зоне АТО либо агрессивные высказывания со стороны Кремля, — рассказал Фокусу глава аналитического департамента инвестиционной компании Eavex Capital Дмитрий Чурин. Он также обращает внимание, что аналитики Bloomberg учитывают полную заморозку обслуживания облигаций на $3 млрд, которые были куплены Россией в конце 2013 года. По формальным признакам такой непогашенный долг может считаться близким к дефолтному, так как позиции сторон относительно его реструктуризации далеки от компромисса.
Но опрошенные Фокусом экономисты полагают, что на самом деле Украина обладает необходимыми ресурсами для обслуживания внешнего долга в течение ближайшего года и поэтому дефолт маловероятен. "Благодаря проведенной в прошлом году реструктуризации долговых обязательств выплаты по внешнему госдолгу в 2016–2017 годах ожидаются сравнительно небольшие и вполне подъемные, даже если предположить, что пауза в финансировании со стороны МВФ затянется на столь длительный период", — успокаивает старший экономист Центра экономической стратегии Ирина Пионтковская. По данным аналитика ИК Adamant Capital Инны Звягинцевой, в ближайшее время Украина будет возвращать долги МВФ и выплачивать проценты по евробондам (включая бумаги, гарантированные государством) — до конца 2016 года нужно выплатить $53 млн МВФ и $618 млн по евробондам, а в 2017ом — $1,1 млрд МВФ и $1,2 мрлд по евробондам.
На рынке еврооблигаций доходность украинских бумаг действительно выглядит довольно высокой на фоне показателей благополучных стран, на что и обращают внимание аналитики Bloomberg. Но евробонды Украины занимают куда лучшие позиции, чем на пике кризиса в начале 2015 года. "С февраля 2016 года до середины августа доходность украинских евробондов постепенно опускалась с более чем 12% до 7,5% на фоне стабилизации экономической и политической ситуации и снижения учетной ставки НБУ. В середине августа, в связи с обострением ситуации в Крыму и Донбассе, котировки незначительно выросли. Еще одним фактором влияния стала задержка запуска в Украине электронного декларирования — последнего условия для получения новых преференций от МВФ и Европарламента", — объясняет гендиректор компании Pro-Consulting Александр Соколов. По его мнению, в среде инвесторов еще остается неуверенность в стабильности рынка, несмотря на то, что обострение на востоке страны уже спало.