Международный валютный фонд согласовал обновленный меморандум по Украине. Решение о выдаче очередного транша в размере $1 млрд будет приниматься во второй половине марта
К этому Украина шла давно. Из $17 млрд, которые Киев должен был получить от МВФ начиная с 2015 года, выделили пока менее $7 млрд кредитов. Первый транш – на пять миллиардов, второй – более чем на полтора. Выплату третьего транша приостановили в том же 2015 году из-за несоблюдения украинскими властями условий реформирования страны. Фокус разбирался, когда Украина сможет получить новый транш и почему это действительно важно для украинской экономики.
Долгая дорога к меморандуму
МВФ одобрил выдачу третьего транша Украине в сентябре 2016 года. Национальный банк надеялся получить четвертый транш в размере $1 млрд к концу 2016-го. Тогда основными требованиями были национализация ПриватБанка и принятие бюджета на следующий год. Хуже было с реформами, которые оставались в подвешенном состоянии, в том числе – с пенсионной реформой и отменой моратория на продажу земли сельскохозяйственного назначения.
В середине января 2017 года в СМИ попала последняя версия меморандума о сотрудничестве Украины с МВФ. Среди прочего она предполагала монетизацию субсидий, пенсионную реформу, аудит ПриватБанка, оценку выполнения акционерами ПриватБанка условий реструктуризации, земельную реформу, создание единого реестра получателей социальных выплат, создание законодательного поля для работы антикоррупционных судов. Более того, в документе были установлены конкретные сроки. Так, с земельной и пенсионной реформой нужно было определиться к марту 2017 года. Март наступил, но оба вопроса до сих пор не сдвинулись с мертвой точки. Впрочем, и сам меморандум окончательно приняли только в марте, поэтому МВФ не придется жаловаться на несоблюдения краткосрочных дедлайнов.
Вопрос выдачи Киеву четвертого транша будет решаться во второй половине месяца
Учитывая скорость украинских реформ и болезненность изменений, большая часть требований к выдаче четвертого транша может перенестись в следующий меморандум ко времени, когда на повестке дня будет пятый транш. Сопротивление требованиям МВФ может быть как в украинском обществе, так и в политикуме. К примеру, пенсионная реформа, о которой говорилось в драфте меморандума, предполагала постепенное повышение пенсионного возраста. К 2027 году и мужской, и женский пенсионный возраст должен составить 63 года. Решение непопулярное, поэтому вице-премьер-министр Павел Розенко и министр соцполитики Андрей Рева запротестовали: мол, никакого повышения пенсионного возраста не будет. Вместо этого министр соцполитики предложил увеличить число налогоплательщиков. Один из способов – запретить работать украинцам пенсионного возраста. Вряд ли это можно назвать пенсионной реформой и уж точно тем, что может удовлетворить требования МВФ.
Почему транш от МВФ так важен
МВФ согласовал окончательный вариант меморандума по Украине только в начале марта. Вопрос выдачи Киеву четвертого транша будет решаться во второй половине месяца. Скорее всего, условия сотрудничества, предусмотренные финальной версией соглашения, не будут существенно отличаться от драфта, опубликованного в середине января за исключением дедлайнов, которые перенесут на более поздний срок. И, конечно же, большинство из требований перекочуют в следующий документ, когда речь зайдет о пятом транше. Тогда заявления МВФ о состоянии реформ в Украине могут быть еще более резкими, а отказы – более болезненными для бюджета с завышенной планкой расходов и некоторыми статьями доходов вроде приватизации, которые регулярно не выполняются.
Если Киев будет выполнять требования – МВФ будет давать деньги, а не отвечать резким отказом, как то было прошлой осенью: "Несмотря на прогресс в создании новых институций, включая Национальное антикоррупционное бюро Украины, и публикацию деклараций высокопоставленных чиновников, серьезных результатов в уголовном преследовании и наказании коррупционеров, а также возвращения средств еще предстоит достичь".
Самое безответственное, что Украина может сделать – перестать выполнять требования МВФ. Тогда под угрозой будет не только получение очередного транша, но и само сотрудничество организации со страной. Если МВФ прекратит сотрудничество с Украиной, Киев автоматически потеряет поддержку Всемирного банка и, вполне вероятно, экономическую помощь ЕС и США.
- Читайте также: Иностранные активы. Что означает упрощение Нацбанком зарубежных операций для украинцев
"Если Украина не будет ничего делать - работа с МВФ не перейдет в активную фазу. Украина нуждается во внешней финансовой помощи как минимум $5 млрд. Если сотрудничества с МВФ нет, то его не будет ни с одной международной финансовой институцией", - отмечает исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.
МВФ, в отличие от других подобных организаций, выделяет большие суммы, а также более лоялен в своих условиях. У него есть четкие критерии и индикаторы, на основании которых принимается решение. На то, как будет идти сотрудничество организации с Украиной, пристально смотрят и инвесторы. Пока популисты кричат, что сельскохозяйственную землю нельзя продавать, приток прямых иностранных инвестиций и так минимален, чтобы рисковать сведением его к нулю.