Блокирование турецким судом Booking.com стало первым в мире прецедентом применения "исключительной меры" для туристического онлайн-агента глобального масштаба
29 марта власти Турции по решению суда заблокировали популярный сервис для бронирования отелей Booking.com. Блокировка сайта стала промежуточным результатом в рассмотрении иска Ассоциации туристических агентств Турции к нидерландской компании Booking.com B.V. о нарушении правил честной конкуренции и выплате турецким отельерам $687 млн компенсации за упущенную прибыль.
Стороны не разглашают детали иска, но, по всей видимости, истец считает незаконным запрет Booking.com для сотрудничающих с компанией отелей устанавливать для клиентов и других контрагентов более низкие цены, чем для вышеназванного онлайн-агентства.
Пока суд не вынес окончательного решения по спору. Блокировка сайта на территории Турции является мерой обеспечения иска, которая не позволит до вынесения окончательного вердикта Booking.com совершать голландской компании антиконкурентные, по мнению истца, действия.
Ответчик с решением суда ожидаемо не согласен. Как сообщают в компании, Booking.com придерживается принципов честной конкуренции и собирается подать апелляцию на меру обеспечения иска в суд вышестоящей инстанции.
Дополнительную изюминку процессу придало то, что выбор судом меры обеспечения по иску совпал по времени с дипломатическим скандалом между Турцией и Нидерландами. 11 марта авиационные власти Нидерландов отозвали ранее выданное разрешение на посадку в стране самолета министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу. Турецкое правительство планировало провести в европейских странах, где проживает большое число турецких экспатов, серию митингов в поддержку референдума по новой конституции Турции, который состоится 16 апреля. Но власти Германии, Австрии и Нидерландов запретили проводить подобные митинги. Узнав о запрете голландских властей на проведение митингов, Чавушоглу пригрозил Нидерландам санкциями, в результате чего в Амстердаме его сочли "нежелательным гостем".
Антиконкурентное расследование в Турции — далеко не первое разбирательство в отношении Booking.com
Из-за короткого временного промежутка между двумя событиями ряд европейских СМИ обвинил турецкую Фемиду в политической ангажированности. Впрочем, советник турецкого министерства культуры и туризма Баки Алкачар в комментарии Фокусу заявил, что иск против Booking.com является исключительно коммерческим спором и к политике не имеет никакого отношения. "Это первый прецедент в мировой практике, когда подобная мера пресечения применяется против столь большой компании, как Booking.com. Из-за этого в прессе могут появляться комментарии, которые приводят к неправильному пониманию ситуации. Но это полностью коммерческий вопрос", — сказал он.
Хотим дешевле
Как бы там ни было, антиконкурентное расследование в Турции — далеко не первое разбирательство в отношении Booking.com. Начиная с 2010 года маркетинговой политикой нидерландской компании выражали недовольство несколько европейских ассоциаций отельеров и крупных сетей отелей.
Booking.com гарантирует своим пользователям, что на их сайте предложена самая низкая цена на конкретный отель и конкретные даты. Если пользователю удастся найти более выгодное предложение, Booking.com обязуется вернуть клиенту разницу.
Соответственно, при работе с отелями нидерландская компания настаивает, что отельеры не имеют права предлагать клиентам и другим контрагентам цены ниже, чем на Booking.com. В противном случае на отельера может быть наложен штраф.
Отельеры же считают, что так как Booking.com занимает существенную долю на рынке онлайн-бронирования жилья и отказаться от сотрудничества с компанией они не могут, антимонопольные органы либо суды должны запретить компании применять подобные нормы, которые отельный бизнес считает дискриминационными.
Наиболее громким разбирательством в отношении Booking.com стало расследование британским антимонопольным органом СМА спора между сетями отелей Inter Continental Hotels Group и Hotel Inter-Continental London Limited с одной стороны и онлайн-сервисами Booking.com и Expedia — с другой. Рассмотрение кейса продолжалось с 2010-го по 2015 год и было закрыто без вынесения окончательного вердикта после достижения между сторонами компромисса. Стороны договорились о том, что в случае офлайн-продаж и работы с группами туристов отели могут предлагать им более низкие цены, чем для Booking.com и Expedia. Однако при работе с другими онлайн-агентствами они должны придерживаться принципов ценового паритета.
Украинские туристы особо не пострадают из-за спора турецких отельеров и Booking.com
В настоящее время СМА совместно с сетью европейских антимонопольных органов ECN проводит мониторинг принципов соблюдения онлайн-агентствами честной конкуренции в странах ЕС и обещает в первой половине этого года представить развернутый отчет по данному вопросу.
А с нами что будет?
Чем бы ни закончилось разбирательство между турецкими отельерами и Booking.com, украинские туристы особо не пострадают из-за спора. Как пояснил Фокусу замдиректора департамента информации министерства культуры и туризма Турции Ахмед Темурджи, решение суда касается лишь возможности забронировать турецкий отель с территории Турции. По-прежнему через Booking.com можно забронировать турецкий отель из-за рубежа, как и заграничный отель из Турции. С проблемами могут столкнуться лишь туристы, путешествующие внутри страны и точно не определившиеся с маршрутом. Им придется прибегнуть к услугам другого посредника либо бронировать отель напрямую.
По словам Темурджи, в данном споре более важно, что пример турецких отельеров заставит владельцев гостиниц в других странах активнее бороться за свои права.
Пока можно уверенно отметить одно: ограничение конкуренции еще никогда не шло на пользу ни потребителям, ни рынкам. От прояснения честных правил игры в сегменте онлайн-бронирования отелей выиграют как отельеры и агентства, так и туристы.