Разделы
Материалы

Воздушные замки Зеленского. Ни амнистии капиталов, ни экономических паспортов

Мария Бабенко

Почему эти и другие обещания президента из области экономической, налоговой и бюджетной политики пока остаются фантазиями.

Из числа предвыборных обещаний Владимира Зеленского, которые касаются экономической, налоговой и бюджетной политики, за два года президентства выполнено чуть более трети — шесть из 16 пунктов (38%). К такому выводу пришел Вяче­слав Черкашин, старший аналитик Института социально-экономической трансформации, на основе анализа предвыборной программы президента.

Среди заявленных направлений, где прогресс минимален или отсутствует, Черкашин называет сокращение функций государства, упрощение налого­обложения, замену налога на прибыль налогом на выведенный капитал (ННВК), запуск второго обще­обязательного накопительного уровня пенсионной системы, внедрение экономического паспорта украинца, который предполагает отчисление части от реализации государством природных ресурсов на специальный счет для каждого ребенка.

Обещания Зеленского. Все сложно?

Придя к власти, команда Зеленского заявляла о приверженности либертарианской идеологии. Она предполагает сужение роли государства до функций "ночного сторожа", который контролирует правопорядок, защищает от военной агрессии и гарантирует гражданам широкие права и свободы. Сегодня "зеленые" уже не вспоминают о либертарианстве, тем временем функции государства продолжают расширяться — создаются новые министерства, ведомства и роли.

Многие обещания президента остаются фантазиями или политической риторикой, не имеющей под собой реальной базы

Вместо обещанного упрощения налогообложения наметилась тенденция к нарастанию давления и усложнению процедур. Вряд ли предприниматели, которые поддержали Зеленского на выборах, могли предположить, что за словосочетанием "детенизация экономики" скрываются планы обязать использовать кассовые аппараты (РРО).

Также осталось нереализованным обещание внедрить ННВК вместо налога на прибыль. Эту идею либерально настроенные экономисты и политики безуспешно продвигают со времен президентства Порошенко. ННВК предполагает налогообложение прибыли, которую собственники бизнеса выводят и распределяют между собой в виде дивидендов. Это, с одной стороны, стимулирует инвестирование прибыли в развитие производства (ведь тогда она не облагается налогом), с другой — снижает возможности для зло­употреблений со стороны налоговиков и ревизоров.

Главный риск введения ННВК — сокращение налоговых поступлений.

"ННВК произведет эффект шоковой терапии для украинского бюджета — после его введения образуется "провал" в платежах, временной лаг поступлений, что особенно нежелательно во время кризиса, — объясняет Егор Киян, аналитик по экономическим вопросам МЦПИ. — Такие реформы лучше проводить в условиях растущей, а не стагнирующей экономики". То есть коронакризис, по всей видимости, поставил реализацию обещания на паузу. К тому же на средства налогоплательщиков сейчас реализуются другие президентские проекты — доступные кредиты, "большая стройка", — и недополучение поступлений в бюджет может сказаться на их масштабах.

В свою очередь Вячеслав Черкашин напоминает, что Украина не свободна в принятии решения о введении ННВК из-за крайнего неприятия этой инициативы со стороны международных креди­­то­­­ров — МВФ и Всемирного банка.

"Но, насколько я знаю, процесс идет, и соответствующий законопроект за подписью президента в течение месяца-двух может при удачном стечении обстоятельств попасть в парламент", — сообщил Черкашин Фокусу.

Налоговая амнистия. Денег нет, но…

Среди невыполненных обещаний президента также упоминается налоговая амнистия — декларация для граждан с возможностью включить все теневые средства и имущество, заплатив государству налог в размере 5%. Некоторое движение в этом направлении уже происходит — в марте текущего года Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект №5153, который предполагает одноразовое декларирование активов физлиц для легализации доходов по ставке 5–9%.

Законодательная инициатива в существующем виде вызвала волну критики.

"Предлагается практически не работающий инструмент с близкими к нулевым результатами для экономики, — считает Черкашин. — Проект надо существенно дорабатывать и запускать со следующего года, чтобы спешка и плохие коммуникации с обществом не стали врагами начинания".

Самый дискуссионный проект Зеленского, налог на выведенный капитал, пока не поддержал парламент. Но все может быть

Даже в случае успешного внедрения декларирования эксперты не ожидают от инициативы ощутимого эффекта. По мнению Глеба Вышлинского, исполнительного директора ЦЭС, налоговая амнистия поможет очистить деньги украинских бизнесменов для инвестирования в экономики развитых стран с жесткими требованиями финмониторинга. Однако собеседник Фокуса отмечает, что без кардинальных изменений системы валютного регулирования, судебной реформы и защиты права собственности массового прихода денег из офшоров в страну ожидать не стоит.

Обещанный Владимиром Зеленским запуск второго общеобязательного накопительного уровня пенсионной системы также пробуксовывает. Даже несмотря на то, что министр соцполитики Марина Лазебная активно продвигает это начинание, а в Верховной Раде на рассмотрении находятся несколько соответствующих законопроектов.

Причина все та же — отсутствие денег.

"Солидарная система еле справляется с финансированием существующих пенсий, и из нее нечего взять на накопительный уровень. А дополнительного налога без гарантий сохранности и приумножения в Украине никто не хочет", — комментирует Глеб Вышлинский.

Всем – достаток и экономические паспорта?

Одним из наиболее экзотических обещаний Зеленского, которое пока остается нереализованным, стало введение так называемого экономического паспорта украинца. Этот механизм предполагает, что все рожденные в Украине дети по достижении совершеннолетия получат накопленные на специальном депозите в банке отчисления от реализации государством природных ресурсов.

Хотя соответствующий пункт был в предвыборной программе президента, никаких шагов для реализации начинания "зеленые" не предпринимали. Впрочем, в марте 2021 года президент Зеленский заявил, что вскоре власть представит механизм для внедрения экономического паспорта украинца.

Опрошенные эксперты оценивают это начинание не без иронии. Вышлинский считает, что это мертворожденная идея — коммуникационный месседж.

"В условиях отсутствия общественного контроля над добычей недр и распределением национальных богатств "паспорт" — всего лишь красивая идея с нулевой на сегодня реализацией", — продолжает Вячеслав Черкашин. Впрочем, по словам собеседника Фокуса, такие проекты вполне реализуемы, что подтверждают успешные примеры Норвегии и Канады. Однако для воплощения амбициозных планов в жизнь необходимо слишком много вводных, в том числе политических, экономических и социальных. И, естественно, похожий на норвежский уровень коррупции в стране.