Государство сейчас гарантирует автовладельцам дефицит бензина при любых сценариях, - эксперт
Несмотря на предпринятые правительством шаги, в Украине сохраняется дефицит автомобильного топлива, у которого есть другие, кроме логистических, причины, говорит директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко.
17 мая 2022 года чиновники заявили об отмене государственного регулирования цен на нефтепродукты. Этот шаг был призван спровоцировать увеличение поставок нефтепродуктов. Поставки выросли, но о наполнении рынка речь не идет. Об этом написал на своей странице в сети Фейсбук Владимир Омельченко, директор энергетических программ Центра Разумкова.
"Договоренность между правительством и так называемыми "системными операторами рынка" заключалась в том, что последним оставляют беспрецедентно льготный режим работы (отсутствие акцизного сбора, снижен НДС до 7%, запрет на проверки качества горючего) в обмен на сохранение предельных цен – 52 грн/л на бензин и 58 грн/л на дизтопливо. Это абсолютно обоснованная цена, гарантирующая трейдерам высокие прибыли. Подчеркну, именно трейдерам, импортирующим крупные оптовые партии, а не перекупщикам, которые оперируют на внутреннем рынке", — отметил эксперт.
По мнению Омельченко, по сравнению с мартом импорт нефтепродуктов в июне вырастет по прогнозу на порядок – до 600 тыс. т. Однако очень много АЗС из общей численности около 7,5 тыс. остаются "сухими", особенно это касается бензина.
"В воскресенье 20 июня я сделал визуальное исследование в Киеве – из примерно 100 АЗС, на стелах только двух заправок увидел цену на бензин, что свидетельствовало о его наличии в открытом доступе. В то же время, количество автомобилей в Киеве по сравнению с началом апреля увеличилось, пожалуй, как минимум, втрое.
"Это означает, что бензин продается, скажу мягко, вне прозрачных условий. Его можно купить на интернет-платформе OLX через систему талонов и чеков, а можно и без платежных документов вообще за кэш. Однако это будет стоить значительно дороже договоренной между правительством и трейдерами цены. Но эта цена считается оптовой, а договоренности были о розничных ценах. Действительно, на стелах "системных операторов" цифры или не превышают ожидаемого правительством, или вообще не высвечиваются. Поэтому все окей – договоренности исправно выполняются", — пишет эксперт.
По его словам, "все довольны" – правительство тем, что оно может отчитаться Офису Президента о стабильной ценовой ситуации на рынке, трейдеры — что они получают большие прибыли на льготных условиях, а перекупщики тоже "в тираже" не остаются.
"Есть только один небольшой недостаток этой интересной конструкции – новшества гибридного регулирования оплачивает рядовой потребитель и государственный бюджет, а остальное просто замечательно", — отметил Владимир Омельченко.
Он подчеркнул: даже в послевоенный период указанная государственная регуляция может приносить большую пользу тем, кто ее построил, поскольку она гарантирует дефицит при любых сценариях, а значит, хорошие заработки для тех "кто в теме".
Напомним, как писал ранее Фокус, Украина в марте импортировала 60 тыс. тонн топлива, в апреле – 191 тыс. тонн, в мае – 380 тыс. тонн, по результатам июня может быть 600 тысяч тонн.
Как сообщалось, дефицит бензина в Украине по-прежнему сохраняется. Хотя в некоторых регионах поставщикам удалось наладить работу АЗС, а автогаз и во многих городах на АЗС вовсе в свободном доступе и без очередей.