Работа не помогает: даже работающие украинцы экономят на еде, но настроения улучшаются
В марте безработица в Украине упала до рекордно низкого уровня. За все время полномасштабного вторжения такое произошло впервые. В то же время экономия на еде только продолжила рост. Фокус поинтересовался, о чем может свидетельствовать такая тенденция и действительно ли украинцы стали больше работать, но хуже питаться.
Украинская экономика держится и демонстрирует способность преодолевать вызовы в условиях полномасштабной войны. Об этом свидетельствует уровень безработицы, который резко упал в марте 2024 года. Между тем людей, которые вынуждены экономить на еде, стало больше, что демонстрирует показатель уровня бедности исследования Центра экономических стратегий. Фокус вместе с экспертами выяснил, как война влияет на потребительское поведение и материальное положение украинцев.
Самооценка благосостояния медленно улучшается: результаты опроса
Опираясь на данные по безработице исследовательского агентства Info Sapiens, экономисты ЦЭС, отмечают, что в марте 2024 года уровень безработицы в Украине составлял 13,7%. Согласно этой оценке, количество людей без работы снизилось до наименьшего показателя за все время полномасштабного вторжения. Прокси-показатель уровня бедности (доля опрошенных украинцев, которые вынуждены экономить на еде) в марте 2024 года составил 23,2%.
Прокси-показатель уровня бедности (доля опрошенных украинцев, которые вынуждены экономить на еде) в марте 2024 года составил 23,2%
Экономист ЦЭС Максим Самойлюк объяснил Фокусу такую ситуацию и сравнил ее с прошлым годом.
"Если смотреть на долю людей, вынужденных экономить на еде в динамике, то она остается примерно такой же, как и была в прошлом году. В то же время даже на графике видно, что появляется существенная разница между долей опрошенных украинцев без работы и долей опрошенных, которые экономят на еде. Если в 2022 году они были тесно связаны (растет безработица — растет экономия), то сейчас эта взаимосвязь уже не так очевидна", — рассказал Максим Самойлюк.
Если в 2022 году они были тесно связаны (растет безработица — растет экономия), то сейчас эта взаимосвязь уже не так очевидна
Эксперт связал это с тем, что у людей исчерпываются сбережения, и даже при лучшей ситуации с трудоустройством они все равно вынуждены экономить. Однако, по данным того же опроса, самооценка текущего материального положения медленно, но улучшается.
"Возможно, с обновленными, апрельскими, данными станут более понятны тенденции, потому что мартовские, похоже, немного аномальны. Потому что безработица резко снизилась до наименьшего уровня за все полномасштабное вторжение, а экономия на еде только продолжила расти. Апрельские данные покажут, действительно ли это так, или это была особенность предыдущего месяца", — добавил эксперт.
Переформатирование общества: меняются респонденты — меняются результаты
Отметим, что в 2023 году тенденция экономить среди украинских потребителей сохранялась. В зависимости от категории товаров, экономили от 41% до 77% украинцев. Однако наблюдалась положительная динамика по сравнению с 2022 годом (47%-86%).
Фокус уже разбирал исследование компании Deloitte, которая провела опрос потребителей в Украине в конце 2023 года. Тогда речь шла о том, что украинцы 66% своего бюджета тратят на товары первой необходимости, в частности, на продукты питания. И, как отмечали авторы опроса, это более чем вдвое больше, чем средний мировой показатель.
"Украина — единственная среди исследуемых стран, где расходы на эту категорию превышают 50%", — прокомментировали в Deloitte.
Также следует добавить, что о сокращении списка покупок в основном сообщали молодые украинцы (18-27 лет).
Что касается регионов, то продукты питания, одежду и обувь покупают больше жителей южных областей. А вот больше всего урезают расходы на продукты питания, товары домашнего обихода и лекарства жители восточных регионов Украины. Их потребность в экономии на таких товарах также выросла по сравнению с 2022 годом.
По словам директора департамента управления проектами рейтингового агентства IBI-Rating Виктора Шулика, на потребительское поведение людей влияют внешние ограничения, продиктованные усилением мобилизации, реакцией людей на информацию о тенденциях на войне, которые звучат в западных СМИ, а также структурные переформатирования общества. По его мнению, наиболее активные респонденты опросов либо уехали, либо на фронте, либо ограничили общение с социологическими и другими аналитическими компаниями.