Кэшбек от Зеленского: что за программа "Купуй Українське" и почему за украинцами будет следить налоговая
Система возврата 10% за приобретенные товары украинского производства, которая может заработать уже в июле 2024-го, вызвала существенную дискуссию. В чем специфика такого кэшбека, на пользу ли экономике такой проект и сможет ли налоговая отслеживать все транзакции украинцев, выяснял Фокус.
Уже летом граждане смогут получать кэшбек за покупку отечественных товаров по анонсированной ранее президентом Владимиром Зеленским программе "Покупай украинское". Эти средства будут начисляться на специальную карту, которой покупатели будут рассчитываться только за отечественные товары. Для этого придется отслеживать все транзакции украинцев, заявил народный депутат Ярослав Железняк. Более того, цена вопроса для государства сопоставима с теми пакетами помощи, которые Украине предоставляют страны-союзники на военные нужды, говорит Фокусу старший экономист CASE Украина, главный эксперт группы по вопросам налоговой реформы Экономически-экспертной платформы Владимир Дубровский. Так что не так с инициативой и какие проблемы могут возникнуть в результате ее реализации?
Программа "Покупай украинское": почему патриотическое здесь только название
Программа кэшбека от президента на все украинское направлена на поддержку отечественных производителей. Именно такую идею активно прорабатывают, в частности, Министерство экономики, Министерство цифровой трансформации, monobank, представители ритейла и т.д.
Кэшбэк будет поступать украинцам живыми средствами на специальную карту, открытую в банках-партнерах программы
Основная концепция предусматривает внедрение системы компенсации части оплаты (кэшбэк) за продукцию, содержащую маркировку "Сделано в Украине". Данный кэшбэк будет поступать украинцам живыми средствами на специальную карту, открытую в банках-партнерах программы. Согласно информации Министерства экономики Украины, алгоритм выплаты гражданам кэшбека будет подобным с тем, что реализован в программах "еПоддержка" и "еВідновлення", то есть средства будут зачисляться на карту и будут иметь специальный режим использования только на товары украинских производителей.
Окончательную концепцию должно утвердить правительство, а парламент должен проголосовать за выделение средств.
Однако в Верховной Раде уже заговорили об отслеживании транзакций украинцев с помощью введения идеи кэшбека.
Вмешательство в банковскую тайну: чем рискуют украинцы из-за использования кэшбэка
Народный депутат Ярослав Железняк, считает идею кэшбэка "пустой и бессмысленной даже в мирное время".
"Наконец-то уже стало очевидно, что международники никогда на такую ересь денег не дадут, поэтому нашли нераспределенные 3-10 млрд. грн в бюджете и быстро хотят их на этот праздник популизма спустить. Максимально тупая, пустая, бессмысленная идея даже в мирное время. Хоть сами уже признают, что никакого эффекта это не даст", — написал он.
Чтобы получать кэшбек от государства, человек должен "прикрепить" в приложении "Дія" одну из своих банковских карт и предоставить государству разрешение на то, чтобы оно видело все транзакции с нее
По его словам, для того, чтобы получать кэшбек от государства, человек должен "прикрепить" в приложении "Дія" одну из своих банковских карт и предоставить государству разрешение на то, чтобы оно видело все транзакции с нее. "Объясняю — это возможность Налоговой видеть все транзакции без ограничения банковской тайны", — говорит Железняк.
С нардепом соглашается юрист АО EvrikaLaw Андрей Шелих.
"Указанная программа вызвала существенную дискуссию в обществе, в том числе и среди юристов. Важной правовой проблемой является то, что данная программа предусматривает вмешательство в банковскую тайну, поскольку, по ее условиям, необходимо "подвязывать" банковскую карту к "Дії", чтобы Государственная налоговая служба могла проверять все транзакции по карте. Согласно ст. 60 Закона Украины "О банках и банковской деятельности" банковская тайна — это информация о деятельности и финансовом состоянии клиента, которая стала известной банку в процессе обслуживания клиента и взаимоотношений с ним", — отмечает в комментарии Фокусу юрист Андрей Шелих.
Он также напоминает, что по ч.1 ст. 1076 Гражданского кодекса Украины, банк гарантирует тайну банковского счета, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения об операциях и счетах могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям. Другим лицам, в частности, органам государственной власти, их должностным и служебным лицам, такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, установленных законом о банках и банковской деятельности.
"Сейчас перечень оснований для раскрытия банковской тайны банком Государственной налоговой службе определен ст. 62 Закона Украины "О банках и банковской деятельности" и осуществляется на основании официальных запросов. Однако программа "Покупай украинское" значительно упрощает доступ государства к истории всех транзакций, что свидетельствует о нарушении прав граждан", — пояснил Шелих.
Программа "Покупай украинское" значительно упрощает доступ государства к истории всех транзакций, что свидетельствует о нарушении прав граждан
В то же время заместитель председателя Адвокатского объединения "Алиби", адвокат Алексей Бебель соглашается с тем, что Налоговой должен предоставляться доступ к данным украинцев. "Если будет считаться, что это доход (а в принципе это таки доход), то он должен быть обложен налогом. Поэтому было бы логично чтобы налоговая имела доступ к этим данным. Но тогда, наверное, она должна начислять и взимать налоги с этой суммы. Что касается других средств, зачисляемых на карточный счет, то доступ к этим данным без наличия оснований будет все же очень спорным. Конечно, если такое право не станет нормой закона, а в этих условиях и фактического неоправданно длительного рассмотрения дел Конституционным Судом Украины это право отмененным не будет и будет применяться", — сказал в комментарии Фокусу адвокат Алексей Бебель.
Налоги и кэшбек: что говорят юристы
Также важна проблема налогообложения упомянутого кэшбека, который начисляется на специальную банковскую карточку гражданина в рамках программы "Покупай украинское", отмечает Андрей Шелих.
Согласно пп.14.1.54 ст. 14 Налогового Кодекса Украины, доход это — любой доход, полученный лицом от любых видов его деятельности на территории Украины. Поэтому, возврат части потраченных средств за совершение покупки является доходом, а следовательно подлежит налогообложению на общих основаниях. Следовательно, из суммы кэшбека должен высчитываться НДФЛ (ставка составляет 18%), а также военный сбор (ставка 1,5%).
В данном случае налоговым агентом по вычету указанных сумм налогов согласно п. 14.1.180 ст. 14 Налогового кодекса Украины будет банк-партнер программы "Покупай украинское", который начислил соответствующий кэшбек.
Хорошей новостью является то, что декларацию из-за кэшбека и его использования подавать не будет необходимости, говорят опрошенные Фокусом специалисты. "Также относительно включения кэшбека в налоговые декларации граждан стоит отметить, поскольку эти суммы начисляются банком и именно им осуществляется вычет НДФЛ и военного сбора, то по полученному кэшбеку обязанности подавать налоговую декларацию у граждан не возникает", — говорит Шелих.
Помощь предпринимателям — действительно ли бизнес нуждается именно в этом?
Еще одна проблема программы кэшбэка от государства, по мнению экспертов, заключается в источниках средств на ее реализацию.
По словам экономиста Владимира Дубровского, деньги на самом деле пойдут не из бюджета, а из Фонда соцстрахования на случай безработицы, который сейчас активно пополняется из-за того, что зарплаты военных получаются в ЕСВ (Единый социальный взнос — ред.), что является долей этого фонда.
Он также добавил, что отечественные предприниматели, которые находятся под все большим налоговым давлением, на самом деле нуждаются не в таких программах поддержки.
Деньги на программу на самом деле пойдут не из бюджета, а из Фонда соцстрахования на случай безработицы
"Я понимаю, что все хотят, чтобы им помогали. Я очень уважаю и люблю отечественных предпринимателей, но предпринимателям помогать — это самая последняя вещь. Они такие, что сами о себе позаботятся. Помогать в данном случае нужно фронту. А то, что, якобы, благодаря этому кэшбэку будут платить больше налогов, является чушью. На самом деле объем производства сейчас получается вовсе не спросом, а факторами такими как безопасность, нехватка рабочей силы в тех местах, где она нужна и тому подобное. Да и само государство приобщается к этому, преследуя бизнес, пытаясь выжать из него побольше налогов. А то, как устроен сам механизм — это просто открытая лоббистская дискриминация, ведь в программе кэшбэка могут участвовать только юридические лица, то есть не ФЛП, поэтому они будут торговать без кэшбэка, а рядом какие-то супермаркеты будут продавать товары с кэшбэком, а это искажает конкуренцию", — считает экономист.
Кэшбек за отечественное: кого именно будут считать украинским производителем
По словам юриста Андрея Шелиха, пока не ясно, каким образом будут фиксировать, что тот или иной товар приобретен именно в рамках программы "Покупай украинское" и за него должен начислиться гражданину соответствующий кэшбек.
Правовой проблемой остается вопрос, кто именно считается украинским производителем, или это, например, субъект хозяйствования, который создает продукцию из украинского сырья, или любой производитель, мощности которого расположены на территории Украины. Поэтому, этот вопрос также требует нормативного определения, говорит юрист.
По словам другого эксперта — старшего экономиста CASE Украина Владимира Дубровского, даже сама идея создания программы опасна и обманчива.
Одной рукой давить и подавлять бизнес администрированием налогов, чтобы он вообще не мог работать, а другой — раздавать деньги на его поддержку — это экономическая чушь
"В целом всевозможные лозунги типа "Покупай украинское" в нормальной ситуации — это зло, потому что на самом деле развиваться должно то, что конкурентоспособно, а не то, что защищают. И когда человек в нормальной ситуации покупает товары иностранного производителя, то на самом деле его гривны, которые он заплатил, попадают все равно отечественному производителю, но экспортеру. Потому что импортный товар завозится за валюту и, соответственно, за валюту импортер должен где-то у кого-то их купить. Следовательно, он их покупает у экспортера (то есть баланс размещается так, что гривна слишком укрепляется). Поэтому, при нормальных условиях такие лозунги — однозначное зло. Хотя есть очень влиятельные группы интересов, которые их все время отстаивают, потому что просто это выгодно, им хочется продавать свой неконкурентноспособный товар и таким образом за счет потребителя получать незаработанные прибыли", — пояснил Фокусу Дубровский.
Специалист объясняет: он не против принципа покупки украинских товаров, тем более во время войны. Однако тратить на такую программу бюджетные средства считает нецелесообразным решением.
"Сейчас курс гривны фактически искусственно завышен за счет всех этих поступлений, поэтому у нас балансируется внешний баланс не экспортом, как это должно быть, а в основном поступлениями от партнеров. Поэтому сейчас ситуация в этом плане экстремальная, но только во время военных действий и во время предоставления такой помощи. Однако при этом отдавать деньги из государственного бюджета — это граничит с преступлением", — пояснил эксперт.
Отметим, что страны-союзники, которые ждут принятия Украиной стратегии доходов, должны сказать свое решающее слово относительно программ кэшбека и расходов на них. По словам экономистов, такие расходы средств во время войны вредят отечественной экономике.
"Одной рукой давить и подавлять бизнес администрированием налогов, чтобы он вообще не мог работать, а другой — раздавать деньги на его поддержку — это экономическая чушь. Кроме того, что она обогащает недобросовестных предпринимателей, пользы она не приносит. Экономике это вредит, ведь искажает конкуренцию в долгосрочном плане. А в краткосрочном — лишает наших воинов необходимого. Отмечу, что цена вопроса, то есть объем помощи, заложенный в государственном бюджете, — более 1 млрд долларов — сопоставим с теми пакетами поддержки, которые нам предоставляют международные партнеры на военные нужды", — добавил Дубровский.