Как уже сообщалось, инвесторы из РФ уже получили контроль над "Индустриальным союзом Донбасса". Фокус выяснил последствия перехода крупной украинской ФПГ под контроль российских олигархов
Одна из крупнейших украинских корпораций – ИСД перешла в руки российских инвесторов (Фокус предсказывал это в номере от 18 сентября 2008 года). О продаже 50%+2 акции предприятия сообщили под бой новогодних курантов – 31 декабря 2009 года. По оценкам экспертов, 40% проданного пакета акций принадлежали Виталию Гайдуку, теперь вышедшему из структуры собственников ИСД. Остальные 10% контролировали председатель совета директоров Сергей Тарута и генеральный директор корпорации Олег Мкртчян. Они по-прежнему занимают эти должности и совместно владеют оставшимися 49,99% акций.
Как рассказал Фокусу вице-президент ИСД Александр Пилипенко, покупателем выступила группа инвесторов, возглавляемая владельцем торгово-инвестиционной компании Carbofer Александром Катуниным. Но никто из новых собственников, по словам г-на Пилипенко, не получил пакет, превышающий 20% акций. Российские СМИ называют истинными покупателями компанию "Металлоинвест" пропутинского олигарха Алишера Усманова (№26 в рейтинге самых богатых бизнесменов РФ по версии Forbes) и хозяина группы Evraz Романа Абрамовича (№2 рейтинга Forbes). В пользу этой версии говорит близость самого Катунина к Evraz – до 2004 года бизнесмен являлся совладельцем группы, а в 2007-м Carbofer приобрела сбытовые подразделения Evraz. "За Катуниным стоят Алишер Усманов и Роман Абрамович", – считает аналитик Foyil Securities Исмаил Сафаралиев.
Эксперт BG Capital Евгений Дубогрыз оценивает стратегический пакет ИСД в $1,2–1,5 млрд., а специалисты из Dragon Capital – в $1,5–2,5 млрд. Профинансировал сделку российский государственный Внешэкономбанк.
Торги за долги
Решение о продаже ИСД назревало давно, соответствующие переговоры с Усмановым и Абрамовичем велись как минимум с 2007 года. Тогда же Виталий Гайдук, по оценкам Фокуса входящий в десятку самых богатых людей Украины, начал отходить от бизнеса: в 2008-м его фирма "Визави" владела 49,99% ИСД, а к концу 2009 года ее доля не превышала 40%. Тарута и Мкртчян рассматривали возможность выкупа у Гайдука всех акций, но кризис внес свои коррективы. Чистый долг ИСД к концу 2009 года оценивался UniCredit в $3 млрд. Среди кредиторов – Европейский банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация (IFC) и европейские финансовые группы, такие как Raiffeisen и Societe Generale.
Поэтому пакет акций Гайдука решили перепродать стратегическому инвестору, который поможет в обслуживании долгов. (Сегодня сам Гайдук заявил о том, что продал свой пакет партнерам и в дальнейших сделках с россиянами не участвовал - ред.) Присутствие среди покупателей Carbofer даст возможность корпорации нарастить объемы реализации продукции в Европе и открыть выход на рынки Северной Америки и Азии. "Даже в России ИСД могут привлечь к выполнению таких "металлоемких" проектов, как подготовка к Олимпиаде в Сочи или строительство "Северного потока", – говорит аналитик Dragon Capital Сергей Гайда.
Сама же Carbofer вместе с ИСД получила гарантированный источник металла, расположенный вблизи Евросоюза. Не менее интересны комбинаты ИСД для Evraz, уже владеющего Днепропетровским металлургическим заводом им. Петровского. В свою очередь, Алишеру Усманову украинские предприятия интересны как рынок сбыта для железной руды холдинга "Металлоинвест".
Более того – для местных металлургов сделка решает проблему дефицита сырья. "У ИСД были проблемы с рудой, а вхождение нового инвестора дает корпорации возможности для развития", – отмечает аналитик компании "Арта" Николай Николаев. С ним солидарен генеральный директор ОАО "ММК им. Ильича" Владимир Бойко. По его словам, сейчас крупнейшим продавцом руды для ИСД и других металлургов является "Метинвест" Рината Ахметова. "Если новый собственник обеспечит предприятиям ИСД источники поставок сырья, то другим предприятиям останется больше", – утверждает Бойко.
Предвыборная порука
Участие в сделке российского Внешэкономбанка и добрые отношения Виталия Гайдука с Юлией Тимошенко (сейчас он возглавляет группу советников премьер-министра) наводит экспертов на мысль о межправительственном уровне сделки. "Учитывая близость Гайдука и Тимошенко, средства от продажи ИСД могут быть направлены на финансирование политических проектов", – считает Исмаил Сафаралиев. Источники Фокуса допускают, что для Гайдука финансирование выборов может быть интересно в обмен на должность вице-премьера по топливу и электроэнергетике, которую предприниматель уже занимал с 2002-го по 2003 год. "В зависимости от того, кто победит на выборах, условия сделки могут быть пересмотрены", – подчеркивает инвестиционный управляющий Foyil Asset Management Ukraine Дмитрий Мошкало. Например, через 9 дней после проигрыша на парламентских выборах 2002 года своей "Команды озимого поколения", Валерий Хорошковский продал Роману Абрамовичу 80% акций молочной компании "Галактон".
Единственной опасностью эксперты Фокуса называют усиление присутствия российского капитала в Украине. "Продажа ИСД – предвестник распродажи украинских активов, и прежде всего – российскому капиталу. Думаю, если новый президент будет лоялен к России, то мы станем свидетелями еще не одной такой продажи. В первую очередь начнут распродавать государственные активы – Одесский припортовый завод и "Укртелеком", – полагает генеральный директор компании "Инэко-Инвест" Олег Морква.
Наталия Гузенко, Фокус