Генпрокурор, который никуда не идет. Что обещал и что выполнил Юрий Луценко за 2,5 года работы
Выступление под куполом
Сегодня генпрокурор Юрий Луценко во время выступления в Верховной Раде заявил о намерении уйти в отставку. Генпрокурор утверждает, что тем самым он обращает внимание на то, что создатели депутатской следственной комиссии по вопросу покушения на чиновницу Херсонского горсовета Екатерину Гандзюк преследуют цели политического пиара.
"Я свою работу делал и буду делать. Все, что обещал Катерине Гандзюк в больнице, делалось и делается. Но двоевластие в стране, когда правоохранительную систему уничтожают бездоказательно, даже за раскрытые преступления, я допустить не могу. Как глава правоохранительной системы сегодня подам заявление, а вам решать, или Мустафа Найем будет руководить следствием и устанавливать с экрана телевизора виноватых, или правоохранительные органы, которые несут за это уголовную ответственность", – заявил Юрий Луценко, добавив, что создание временной следственной комиссии нужно для "борьбы за власть".
Генпрокурор вспомнил по этому случаю и раскрытие убийства правозащитницы Ирины Ноздровской. "Когда шайка мерзавцев пыталась примазаться к убийству Ноздровской и проливали тут море лживых слез про то, что следствие ничего не делает. Когда обвиняемый в убийстве пошел в суд, ни один из этих мерзавцев на суд не явился. Никого это не волнует", – заявил Луценко.
Однако демонстративный жест генпрокурора, который весной анонсировал создание новой партии правоцентристского толка, а в сентябре рассказал о запланированной отставке вскоре после президентских выборов, не нашел поддержки в сессионном зале. Интрига продлилась совсем недолго – до выступления первого вице-спикера Верховной Рады Ирины Геращенко, которая заявила, что правящая коалиция выступает против отставки Юрия Луценко. "Я говорю о позиции моих коллег по коалиции, а не только о своей", – уточнила Геращенко. Рейтинговое голосование, которое тут же провел председатель Верховной Рады Андрей Парубий, показало, что преждевременно вернуть Луценко в политику готовы лишь 38 народных депутатов.
Однако заявлением о желании уйти в отставку Юрий Луценко не ограничился. И в свойственной ему манере высказался буквально обо всех присутствующих, не забыв упомянуть и нескольких отсутствующих.
Народный депутат Ирина Подоляк (член депутатской фракции "Самопомич") написала на Facebook, кому сегодня досталось от генпрокурора.
Последнее "предложение" генпрокурора было встречено криками "Ганьба!".
Груз обязательств
Впрочем, хамство с трибуны Верховной Рады – не главная проблема генерального прокурора, который ранее заявлял о намерении уйти в отставку в мае 2019 года. "Увидите, что весной мне будет о чем отчитаться", – посулил Луценко.
Однако времени у него остается не так много. И если раскрытие убийства Ноздровской, о котором сегодня вспомнил Луценко, можно отнести к "удачам", как и передачу в суд дела о госизмене Януковича, то по многим другим резонансным расследованиям продвижения нет.
Так, осталось незавершенным расследование по делу Георгия Гонгадзе. Еще в мае 2017-го генпрокурор всего за полгода обещал закончить расследование, но оно все еще ведется. И вспоминают о нем только в списках невыполненных обещаний. Не продвигается и дело об убийствах на Майдане, которое Луценко также обещал раскрыть до конца 2017 года.
До сих пор нет подозреваемых и в убийстве журналиста Павла Шеремета, которого взорвали в авто в центре Киева.
Кроме громких убийств, сегодня прокурору припомнили и зависшие "банковские дела" на десятки миллиардов гривен. Это дело "Дельта-банка" (сумма доказанного ущерба – 42 миллиарда гривен), дела банков "Финансы и кредит" (15,6 миллиарда гривен), "Південкомбанк" (8,1 миллиарда гривен), "Укрінбанк" (3,6 миллиарда гривен), банк "Михайловский" (8,6 миллиарда гривен), "Терра Банк" (9,1 миллиарда гривен).
Раздражающе медленное расследование нападений на общественных активистов и журналистов, которых за неполные два года в Украине зафиксировано не менее 55, лишь добавляют масла в огонь. И если медлительность еще можно оправдать тем, что это "не заводской конвейер, а серьезная оперативная работа", как сказал Юрий Луценко, то остается другой, не менее важный вопрос: почему правоохранительные органы еще ни разу не смогли выйти на заказчиков нападений?
Что в такой ситуации остается делать генпрокурору? Уходить на самом деле в отставку? Грозиться уйти в отставку? Обвинять общественных активистов и журналистов в том, что они сами не дают правоохранительным органам расследовать нападения? Пока что Юрий Луценко остановился на последних двух пунктах, недавно заявив, что в сложившейся ситуации виновны не только некачественно работающие правоохранительные органы, но и "атмосфера тотальной ненависти к власти, которую сеет часть общественных активистов".
Однако среди тех, кому Юрию Луценко адресовал свои пылкие речи, не все поняли его готовность уйти в отставку на фоне всех взятых на себя, но невыполненных обязательств.
Пока эксперты и соцсети гадают, с какой целью генпрокурор подал в отставку – чтобы уйти или остаться, и чем был вызван выкрик "отсоси" – попыткой сместить фокус дискуссии или все-таки эмоциональной несдержанностью Юрия Витальевича, ясно одно: отставка генпрокурора не будет принята до конца этой недели. А у самого Луценко, при наличии желания, все еще есть шанс показать результат, не сваливая вину на активистов, журналистов или нардепов.