Разделы
Материалы

Мнение: Несвобода слова

О том, зачем инвесторам газета "Сегодня" и каким может быть план "оптимизации", пишет в своем блоге на Фокус.ua политический обозреватель издания Дмитрий Коротков

В нынешней ситуации с газетой "Сегодня" нет ничего экстраординарного. За последние пару лет уже закрылось несколько хороших ежедневных изданий, которые не просто имели право, но и должны были существовать на отечественном медиарынке. "Газета по-киевски", "Блик", "24", "Новая газета" – это то, что вспоминается сходу. Никто в редакции "Сегодня" не радовался такой судьбе конкурентов, поскольку, прежде всего мы – журналисты, а не соперники. С другой стороны, мы виновны в том, что часто находились в роли наблюдателей, не выкладываясь в помощи коллегам. Но опыт того, что происходило с этими изданиями, для нас не прошел зря: сегодня журналисты "Сегодня" едины, потому что знают: в противном случае наша газета пополнит печальный список.

У нас нет уверенности, что все вместе мы победим. Но есть уверенность, что по одиночке – точно проиграем.

А сейчас как раз стоит вопрос именно жизни и смерти газеты. Издания, которое одни любят, другие – нет, но все равно – читают. Читают, потому что у газеты есть собственная позиция – она может нравиться или не нравиться, но в ней нет вранья. Еще лет пять назад к нам, журналистам "Сегодня", обращались по сложившейся в Украине традиции с просьбой разместить заказные материалы. Но после неоднократных ответов – вам в "отдел рекламы" – перестали.

И сейчас, когда встал вопрос о том, что "джинса" может вернуться, несложно понять, что за этим последует. Читателя ведь не обманешь – он легко отличит обычный материал от заказного, тем более что "джинса" в Украине делается уж очень топорно. И тогда стотысячные тиражи "Сегодня" превратятся в десятитысячные, десятитысячные – в нулевые. А следом станет вопрос: зачем эта газета инвесторам?

Эти рассуждения не абстрактные: член наблюдательного совета холдинга Екатерина Лапшина вынуждена была рассказать журналистам, что причиной конфликта между генеральным директором "Сегодня мультимедиа" Аленой Громницкой и главным редактором "Сегодня" Игорем Гужвой стало то, что главреду предложили план "оптимизации" издания в 2012 году, говоря нормальным языком – сокращение журналистов; Гужва не согласился с этим планом и получил предложение попасть под "оптимизацию". Кстати, "оптимизация" уже идет полным ходом: уволено руководство сайта "Сегодня", с которым у журналистов газеты случались конфликты, но которому нужно отдать должное – сайт тоже был в топах. А теперь на нем появилась "джинса".

Парадокс, но одновременно с планами "оптимизации" руководство холдинга озвучило нам информацию о том, что с октября нынешнего года газета и сайт стали прибыльными. Вопрос: зачем же сокращать журналистов, то есть убивать курицу, которая несет яйца, пусть и не золотые? Ответ может быть один: а зачем журналисты, если тексты будут писать заказчики? И экономия какая!

Понятно, никто не уволил бы всех журналистов сразу. Но опыт наших "погибших" конкурентов показывает: для журналистов сидеть и ждать, что жребий упадет не на тебя – это путь в никуда. У нас нет уверенности, что все вместе мы победим. Но есть уверенность, что по одиночке – точно проиграем.

Фокус.ua