Разделы
Материалы

Чему необходимо учить детей, чтобы в будущем они смогли найти работу

Цифровые технологии переворачивают существующую систему образования, меняя ее цели, методы и представления о том, чему следует учить детей

В отличие от взрослых, дети с восторгом принимают изменения, привносимые в жизнь цифровыми технологиями. Мои старшие ребята с шести лет с удовольствием занимаются в IT-клубе. Они пишут мне письма по электронной почте, разбираются в гаджетах не хуже меня, активно используют компьютер для занятия математикой и учатся монтировать коротенькие видеофильмы. Но вот что удивительно: сама сфера образования остается одной из самых косных и закрытых для всего нового. Это противоречит сути школы, ведь ее задача — подготовить детей к завтрашней жизни. И делать это вчерашними методами недопустимо.

IT — один из самых быстрорастущих секторов экономики. Например, в бюджет Великобритании, по данным Boston Consulting Group, интернет-проекты к 2016 году принесут около £225 млрд дохода. Это более 12% ВВП.

В Еврокомиссии пришли к выводу, что уже в 2015-м 90% специальностей потребуют от работника навыков обращения с цифровыми технологиями, в противном случае многим трудно будет найти работу. Детям уже сейчас необходимо учиться работать с цифровыми технологиями. Именно поэтому в США и большинстве стран Европы модернизируют школьное образование.

Программирование в будущем это станет для подростков таким же необходимым и привычным, как умение читать и писать

Так, в Соединенных Штатах сформировано движение, выступающее за пересмотр целей и методов образования в школах страны — "Партнерство ради умений XXI века". Наряду с привычными предметами программа предполагает новые курсы и междисциплинарные темы. Среди них — информационная и медиаграмотность, основы финансовой, экономической и предпринимательской деятельности, программирование и инновации. Техническая база уже на подходе. Microsoft активно занимается разработкой новой интерактивной школьной доски — Sketchinsight. Она сможет интерпретировать зарисовки пользователя, помогать ему в построении схем и графиков, а также позволит работать с данными из разных источников.

Компания NewsCorp представила не менее интересный девайс, идеально подходящий для модернизации обучения — AmplifyTable, 10-дюймовый планшет на Android, созданный для массового использования в общеобразовательных школах. В этом гаджете помещается практически весь школьный портфель: учебники, пособия, карты, тетради, сборники тестов и многое другое. Девайсы учеников синхронизируются с девайсом учителя, благодаря чему педагог может проводить уроки и тесты, следить за дисциплиной и даже блокировать использование приложений на гаджетах учеников, если те вдруг отвлекутся от темы занятия.

Но просто использовать цифровые технологии — мало. Нужно научить детей программировать. В будущем это станет для подростков таким же необходимым и привычным, как умение читать и писать. В Эстонии, например, кодирование преподают в школах с шести лет. В Великобритании с 2010 года действует CodeClub UK — внеклассное обучение кодированию в общеобразовательных учреждениях. С этой волонтерской инициативой сотрудничают уже почти 600 школ, а к 2015 году CodeClub планирует охватить 25% британских учебных заведений. Факультативный курс длится три месяца. За это время дети учатся кодированию на языке Scratch, специально разработанном для начинающих.

К "оцифровке" среднего образования пора приобщать и Украину. Конечно, не все дети, изучающие основы написания кода в школе, станут программистами. Зато поймут, как работают программы и приложения, которыми они пользуются каждый день. Главная цель нововведений — воспитать "цифровое поколение", мобильное, умеющее применять свежие знания, переориентироваться и переквалифицироваться в случае необходимости, пробовать себя во всем, что интересно.

Создатель первого браузера Mosaic и один из директоров Facebook Марк Андрессен недавно сказал: "Вскоре будет две категории людей: те, кто управляет компьютером, и те, кем управляет компьютер". Думаю, его пророчество исполнится быстрее, чем мы предполагаем. Давайте подумаем, в какой категории мы хотели бы видеть своих детей.

Виктория Тигипко, управляющий директор Фонда TA Venture, организатор Конференции IDCEE