Как почувствовать себя защищенным в интернете
Борьба за приватность в интернете ведет к началу новой эры — эфемерной сети. Разработчики уже предлагают приложения, благодаря которым любая информация исчезает сразу после получения адресатом
Бизнес-ангел, СЕО и сооснователь латиноамериканской венчурной компании IG Expansion Хосе Марин никогда не фотографируется на публичных мероприятиях. Несмотря на его известность на IT-рынке, в сети нет ни одного снимка Хосе. Он отказывается делиться личной информацией и запрещает пользоваться камерами во время своих выступлений. Такое поведение может показаться чудачеством, тем не менее Хосе попросту отстаивает свое право на privacy — ту самую конфиденциальность, которой угрожают интернет и социальные сети.
Во всемирной паутине сложно контролировать границы личного пространства — все данные, попавшие в интернет, остаются там навсегда, и удалить их невозможно. На это есть три основные причины. Во-первых, системы хранения информации в data-центрах соцсетей устроены так, что уничтожение каких-либо сведений ведет к фрагментации системы и снижению ее быстродействия. Поэтому соцсети жертвуют пользовательской приватностью в угоду продуктивности: удаляя аккаунт, вы делаете его недоступным для рядовых пользователей, но информация о вас продолжает храниться в базе данных. Во-вторых, по законам большинства государств, провайдеры обязаны хранить всю информацию о пользователях в течение длительного времени — от трех лет до бесконечности: срок зависит от масштаба провайдера. Ну и, наконец, третья причина: данные о вас — это золотая жила для рекламодателей, получающих возможность сделать рекламу адресной.
В сети сложно контролировать границы личного пространства — все данные, попавшие во всемирную паутину, остаются там навсегда, и удалить их невозможно
Посягательством на приватность некоторые критики назвали и последние разработки Apple, использованные при создании iPhone 5S, в частности, сканирование биометрических параметров.
Интересно, что самые активные защитники конфиденциальности — молодые люди, родившиеся уже в эпоху интернета и не представляющие свою жизнь без социальных сетей. При этом они хотят быть настоящими и искренними без последствий и не желают, чтобы каждый их шаг онлайн оставался увековеченным в data-центре. Борьба за приватность начиналась с псевдонимов и рисованных аватаров вместо фотографий и вскоре стала трендом — настолько популярным, что крупнейшие разработчики озаботились созданием приложений, стоящих на страже конфиденциальности, а аналитики всерьез заговорили о начале новой эры Web 3.0 или Ephemeralnet — эфемерной сети.
Первой ласточкой Ephemeralnet стало приложение Snapchat. Оно позволяет юзерам обмениваться фотографиями и видеороликами, которые самоуничтожаются через несколько секунд после получения. Даже если адресат успел сделать скриншот, Snapchat тут же предупреждает об этом отправителя. Буквально за два-три месяца после появления этот App стал самым используемым не только среди легкомысленных школьников, но и банкиров с Уолл-стрит. По последним данным, пользователи Snapchat ежедневно отправляют друг другу более 200 млн снимков — в 4,5 раза больше, чем в Instagram.
Подобное приложение существует и для пользователей Facebook — это Facebook Poke. Отправленные с помощью этого "аппа" сообщения также мгновенно самоустраняются. Кроме того, Facebook Poke передает сообщения в зашифрованном виде и удаляет ключи к шифрам через два дня после прочтения сообщения. Еще через 90 дней уничтожаются резервные копии.
Приложение Blink Messenger умеет еще больше: оно позволяет отправлять не только фото и видео, но и текстовые файлы отдельным лицам и группам. Благодаря Blink отправленные фотографии удаляются после просмотра в течение 1–10 секунд, а тексты — от 10 секунд до 5 минут. Судя по тому, что один только Snapchat запускают ежедневно до 5 млн юзеров, потенциал подобных разработок очень велик. Да, пока сервис эфемерных сообщений не приносит дохода. Тем не менее инвесторы успели оценить Snapchat в $800 млн. И это немало с учетом возможности использовать приложение для рисковых бизнес-операций и частной переписки, а также его популярности среди подрастающего поколения. Цифры говорят сами за себя. Думаю, что до повсеместного распространения Ephemeralnet осталось не больше года. Добро пожаловать в защищенную сеть!
Виктория Тигипко, управляющий директор Фонда TA Venture, организатор конференции IDCEE