Как почувствовать себя защищённым в интернете

2013-09-25 10:48:00

1 0
Как почувствовать себя защищённым в интернете

Как почувствовать себя защищённым в интернете

Бизнес-ангел, СЕО и сооснователь латиноамериканской венчурной компании IG Expansion Хосе Марин никогда не фотографируется на публичных мероприятиях. Несмотря на его известность на IT-рынке, в сети нет ни одного снимка Хосе. Он отказывается делиться личной информацией и запрещает пользоваться камерами во время своих выступлений. Такое поведение может показаться чудачеством, тем не менее Хосе попросту отстаивает своё право на privacy — ту самую конфиденциальность, которой угрожают интернет и социальные сети.

Во всемирной паутине сложно контролировать границы личного пространства — все данные, попавшие в интернет, остаются там навсегда, и удалить их невозможно. На это есть три основные причины. Во-первых, системы хранения информации в data-центрах соцсетей устроены так, что уничтожение каких-либо сведений ведёт к фрагментации системы и снижению её быстродействия. Поэтому соцсети жертвуют пользовательской приватностью в угоду продуктивности: удаляя аккаунт, вы делаете его недоступным для рядовых пользователей, но информация о вас продолжает храниться в базе данных. Во-вторых, по законам большинства государств, провайдеры обязаны хранить всю информацию о пользователях в течение длительного времени — от трёх лет до бесконечности: срок зависит от масштаба провайдера. Ну и, наконец, третья причина: данные о вас — это золотая жила для рекламодателей, получающих возможность сделать рекламу адресной.

В сети сложно контролировать границы личного пространства — все данные, попавшие во всемирную паутину, остаются там навсегда, и удалить их невозможно

Посягательством на приватность некоторые критики назвали и последние разработки Apple, использованные при создании iPhone 5S, в частности, сканирование биометрических параметров.
Интересно, что самые активные защитники конфиденциальности — молодые люди, родившиеся уже в эпоху интернета и не представляющие свою жизнь без социальных сетей. При этом они хотят быть настоящими и искренними без последствий и не желают, чтобы каждый их шаг онлайн оставался увековеченным в data-центре. Борьба за приватность начиналась с псевдонимов и рисованных аватаров вместо фотографий и вскоре стала трендом — настолько популярным, что крупнейшие разработчики озаботились созданием приложений, стоящих на страже конфиденциальности, а аналитики всерьёз заговорили о начале новой эры Web 3.0 или Ephemeralnet — эфемерной сети.

Первой ласточкой Ephemeralnet стало приложение Snapchat. Оно позволяет юзерам обмениваться фотографиями и видеороликами, которые самоуничтожаются через несколько секунд после получения. Даже если адресат успел сделать скриншот, Snapchat тут же предупреждает об этом отправителя. Буквально за два-три месяца после появления этот App стал самым используемым не только среди легкомысленных школьников, но и банкиров с Уолл-стрит. По последним данным, пользователи Snapchat ежедневно отправляют друг другу более 200 млн снимков — в 4,5 раза больше, чем в Instagram.

Подобное приложение существует и для пользователей Facebook — это Facebook Poke. Отправленные с помощью этого «аппа» сообщения также мгновенно самоустраняются. Кроме того, Facebook Poke передаёт сообщения в зашифрованном виде и удаляет ключи к шифрам через два дня после прочтения сообщения. Ещё через 90 дней уничтожаются резервные копии.

Приложение Blink Messenger умеет ещё больше: оно позволяет отправлять не только фото и видео, но и текстовые файлы отдельным лицам и группам. Благодаря Blink отправленные фотографии удаляются после просмотра в течение 1–10 секунд, а тексты — от 10 секунд до 5 минут. Судя по тому, что один только Snapchat запускают ежедневно до 5 млн юзеров, потенциал подобных разработок очень велик. Да, пока сервис эфемерных сообщений не приносит дохода. Тем не менее инвесторы успели оценить Snapchat в $800 млн. И это немало с учётом возможности использовать приложение для рисковых бизнес-операций и частной переписки, а также его популярности среди подрастающего поколения. Цифры говорят сами за себя. Думаю, что до повсеместного распространения Ephemeralnet осталось не больше года. Добро пожаловать в защищённую сеть!

Виктория Тигипко, управляющий директор Фонда TA Venture, организатор конференции IDCEE