Операция "М". Предпринимателям стоит обратить внимание на рынок мобильных платежей
Украинским инвесторам и предпринимателям пора обратить внимание на рынок мобильных платежей, который стремительно набирает обороты в США и Европе
В 2016 году 448 миллионов человек по всему миру будут пользоваться мобильными платежами, подсчитали в исследовательской компании Gartner. Объем этого рынка, согласно прогнозу аналитиков, увеличится до $617 миллиардов. Хотя еще два года назад последняя цифра была в четыре раза ниже. Иными словами, сегмент мобильных платежей на данном этапе развития способен расти практически на 100% ежегодно. И неудивительно: благодаря новым разработкам, для того чтобы оплатить покупку в магазине или расплатиться за услуги парикмахера, не придется открывать кошелек в поисках денег или доставать банковскую карту — достаточно будет смартфона, ноутбука или планшета с доступом в сеть.
Украина — один из наиболее привлекательных регионов для реализации и распространения подобного рода технологий. Почему? Все просто: Западная Европа давно идет по пути отказа от кэш-операций, там безналичные расчеты занимают почти 90% всего денежного оборота, да и рынок мобильных платежей освоен. У нас же этот сегмент — "непаханое поле" и дает массу возможностей для нового бизнеса. Интерес к нему подстегнет и новый закон о безналичных расчетах, который вступил в силу месяц назад и должен стимулировать отказ украинцев от наличных. Также не стоит забывать, что большинство венчурных инвесторов сейчас смотрят именно на Украину, благодаря чему объем инвестиций в IТ-проекты растет на 80–100% в год. А так как распространение мобильных платежей формирует основу для реализации инновационных идей, приток капитала неизбежен.
Заработок, который строится на основе комиссий, спрогнозировать непросто. Но относительно невысокая себестоимость реализации этих проектов позволяет добиться быстрого возврата инвестиций
Это подтвердили успешные примеры в других странах. Например, технология Square, меньше чем за два года ставшая лидером в этой области. Square позволяет осуществить любую оплату с помощью банковской карты, смартфона и специального миниатюрного ридера, который вставляется в обычный аудиоразъем, считывает необходимую информацию и отправляет ее в банк. Пока Square только выходит за пределы США, ее европейские клоны — шведская мобильная платежная компания iZettle и немецкая Payleven — активно осваивают местные рынки. В частности, кард-ридеры Payleven одни из первых стали принимать не только обычные, но и "чипованные" карты. По той же схеме работает и появившийся недавно немецкий стартап по процессингу мобильных карт SumUp. Особенность технологии SumUp заключается в том, что клиентам предлагают бесплатное устройство, подключаемое через звуковой порт к гаджету с установленной системой iOs или Android, и карта не проводится через отверстие, а вставляется в него фронтально, как в слот банкомата.
В перспективности такого рода проектов, на мой взгляд, даже не стоит сомневаться. Тот же Square успел привлечь уже четыре раунда финансирования. Последний — от известной сети кофеен Starbucks, которая инвестировала в компанию $25 млн, благодаря чему ее рыночная стоимость по разным оценкам теперь достигает $3,25 млрд. SumUp, в свою очередь, только на старте получила $20 млн. И это весомая сумма для молодого проекта, инвесторами которого выступили не рядовые венчурные фонды, а такие компании, как B-To-V Partners AG, Shortcut Ventures, Tengelmann Ventures и Klaus Hommels, ранее вкладывавшие средства в Skype, Facebook и Xing, а также наш Фонд TA Venture.
Подобная активность инвесторов объяснима. У таких стартапов высокая окупаемость. Ниша пока не занята и при этом достаточно емкая — уже через полгода или год проекты начнут приносить прибыль. Сумма проводимых платежей через Square в течение года составляет $8 млрд. Учитывая, что комиссия за операции — 2,75%, годовой доход компании достигает $220 млн. Конечно, заработок, который строится на основе комиссий, спрогнозировать непросто. Но относительно невысокая себестоимость реализации этих проектов позволяет добиться быстрого возврата инвестиций.
Для того чтобы заработать на этом деньги, стоит учесть, что технология должна быть в первую очередь удобна для потребителя и помочь ему максимально быстро расплачиваться за любые услуги. При этом сервис обязан принимать во внимание нужды предпринимательской среды. Такие компании, как iZettle, Payleven и британский аналог Square — стартап Powa, ориентированы на малый и средний бизнес, который без обременительных издержек на дорогостоящее оборудование (например, установку POS-терминала) может повысить удобство платежей для клиента и значительно увеличить свои обороты.
Украинский рынок электронной коммерции активно растет и по итогам этого года достигнет $1,5–2 млрд.
Этот показатель и желание потребителя стать технологически независимым — две причины, по которым отечественные предприниматели должны обратить внимание на сегмент мобильных платежей уже сейчас.
Виктория Тигипко, управляющий директор Фонда TA Venture, организатор Конференции IDCEE