Как спасти украинское кино

2013-06-26 11:32:00

4 0
Как спасти украинское кино

Как спасти украинское кино

Год назад Госагентство по вопросам кино на нужды отечественного кинематографа выделило 178 млн грн. Много это или мало, объективно сказать сложно. Одно бесспорно: это первое существенное вливание в украинскую киноиндустрию за последние 20 лет. Денег оказалось достаточно, чтобы всколыхнуть тихую заводь кинопроизводства страны и даже довести её до состояния творческого оживления. Это подтверждает рекордное количество заявок, поданных для участия в национальном конкурсе Одесского международного кинофестиваля. Всего представлено 186 фильмов, треть из которых — полнометражные. Чтобы справиться с потоком, нам пришлось расширить конкурс до двух номинаций: полный метр и короткий метр. Все отобранные ленты разные по жанру, стилю и тематике, одни сняты студентами и дебютантами, другие уже стали призёрами всемирных фестивалей.

Отечественным кинематографистам не хватает не таланта, в чём многие привыкли их упрекать, а опыта, знаний и профессиональных контактов за пределами Украины
Но наивно полагать, что государственная помощь способна удовлетворить все запросы отечественного кинопроизводства. Да и опыт других стран показывает: государство, как правило, не в состоянии осилить в одиночку выведение киноиндустрии на качественно и количественно новый уровень. Именно поэтому во всём мире набирает обороты формат совместного производства — копродукция. Ярчайший пример копродукции в Украине — снятый в 2013 году байопик «Параджанов». Над фильмом работала интернациональная команда из Украины, Франции, Армении и Грузии. Режиссёры ленты — француз армянского происхождения Серж Аведикян и украинка Елена Фетисова, производство картины поддержал крупнейший европейский телеканал о культуре Arte France Cinema, а съёмки проходили в Украине, Грузии и Франции. Причина такой кооперации не только в том, что главный персонаж фильма — легенда украинского кинематографа Сергей Параджанов в равной степени является также достоянием армянской и грузинской культур. Европейская практика показывает, что копродукция оптимальна для создания конкурентоспособного кино. Да и общий бюджет фильма в 1,980 млн евро ни одна национальная казна не потянула бы самостоятельно. По той же причине пришлось кооперироваться представителям Грузии и Германии, работая над грузинским фильмом «В цвету», который полностью снят на немецкие деньги. Эта интереснейшая дебютная лента Наны Эквтимишвили и Саймона Гросса о сложных постсоветских 90-х в Грузии уже завоевала приз секции «Форум» на Берлинском кинофестивале, а теперь поборется за первенство и в рамках международного конкурса ОМКФ.

Новые горизонты для формата копродукции откроются благодаря программе ЕС Media Mundus, направленной на поддержку аудиовизуального сектора в рамках культурных программ Евросоюза. Предыдущая программа, действовавшая до 2013 года, ограничивала возможность финансирования проектов от стран, не входящих в состав ЕС. Из-за этого Украина могла подать соответствующую заявку только через посредничество стран — участниц Евросоюза. По словам руководителя Media Mundus Ирины Орзех, политика ЕС в этой сфере становится более открытой, и теперь подобных ограничений в новой программе не будет.

Чтобы в полной мере воспользоваться открывающимися перспективами, Украине нужна разумная стратегия развития киноотрасли. Как, например, принятая в 2010-м в Грузии. Благодаря реализации стратегии грузинского кинематографа на 2010–2012 годы и активности её соавтора Тамары Татишвили, Грузия стала членом европейских организаций в сфере кино: Европейского фонда по поддержке кинематографа EURIMAGES и European Film Promotion — единственного в Старом Свете центра по промотированию и маркетингу европейского кино. Собственно, Украине участие в таких организациях принесло бы огромную пользу.

Отечественным кинематографистам не хватает не таланта, в чём многие привыкли их упрекать, а опыта, знаний и профессиональных контактов за пределами Украины. Поэтому одна из целей, которую мы преследуем на фестивале, — постоянный обмен опытом, мастер-классы от ведущих мировых специалистов и концентрированное деловое общение с коллегами со всего мира.

Журнал «Фокус» — генеральный медиапартнёр Одесского международного кинофестиваля

Виктория Тигипко, директор фонда TA Venture, президент Одесского международного кинофестиваля