Как спасти украинское кино

Украинское кино выживет благодаря новому формату производства фильмов — копродукции

Год назад Госагентство по вопросам кино на нужды отечественного кинематографа выделило 178 млн грн. Много это или мало, объективно сказать сложно. Одно бесспорно: это первое существенное вливание в украинскую киноиндустрию за последние 20 лет. Денег оказалось достаточно, чтобы всколыхнуть тихую заводь кинопроизводства страны и даже довести её до состояния творческого оживления. Это подтверждает рекордное количество заявок, поданных для участия в национальном конкурсе Одесского международного кинофестиваля. Всего представлено 186 фильмов, треть из которых — полнометражные. Чтобы справиться с потоком, нам пришлось расширить конкурс до двух номинаций: полный метр и короткий метр. Все отобранные ленты разные по жанру, стилю и тематике, одни сняты студентами и дебютантами, другие уже стали призёрами всемирных фестивалей.

Отечественным кинематографистам не хватает не таланта, в чём многие привыкли их упрекать, а опыта, знаний и профессиональных контактов за пределами Украины

Новые горизонты для формата копродукции откроются благодаря программе ЕС Media Mundus, направленной на поддержку аудиовизуального сектора в рамках культурных программ Евросоюза. Предыдущая программа, действовавшая до 2013 года, ограничивала возможность финансирования проектов от стран, не входящих в состав ЕС. Из-за этого Украина могла подать соответствующую заявку только через посредничество стран — участниц Евросоюза. По словам руководителя Media Mundus Ирины Орзех, политика ЕС в этой сфере становится более открытой, и теперь подобных ограничений в новой программе не будет.

Чтобы в полной мере воспользоваться открывающимися перспективами, Украине нужна разумная стратегия развития киноотрасли. Как, например, принятая в 2010-м в Грузии. Благодаря реализации стратегии грузинского кинематографа на 2010–2012 годы и активности её соавтора Тамары Татишвили, Грузия стала членом европейских организаций в сфере кино: Европейского фонда по поддержке кинематографа EURIMAGES и European Film Promotion — единственного в Старом Свете центра по промотированию и маркетингу европейского кино. Собственно, Украине участие в таких организациях принесло бы огромную пользу.

Отечественным кинематографистам не хватает не таланта, в чём многие привыкли их упрекать, а опыта, знаний и профессиональных контактов за пределами Украины. Поэтому одна из целей, которую мы преследуем на фестивале, — постоянный обмен опытом, мастер-классы от ведущих мировых специалистов и концентрированное деловое общение с коллегами со всего мира.

Журнал «Фокус» — генеральный медиапартнёр Одесского международного кинофестиваля

Виктория Тигипко, директор фонда TA Venture, президент Одесского международного кинофестиваля