Разделы
Материалы

Гибридный мир. Когда Россия уберется вон из Украины

Фото: УНИАН

Впервые за последние полтора года в Донбассе не стреляют. Это результат компромисса между всеми участниками конфликта, каждый из которых, как и должно быть при настоящем компромиссе, чем-то недоволен. Украина — тем, что большая часть ее территории до сих пор оккупирована. Часть жителей эфемерных "республик" — тем, что вместо могучей процветающей Новороссии, органичной части "русского мира", они получили нищую недодержаву, в которой ключевой отраслью экономики является сбор металлолома. Россия — тем, что восстановление великой империи откладывается на неопределенный срок, а непокорные бандеровцы продолжают свой извилистый путь в Европу. Наконец, сама Европа в лице Франсуа Олланда и Ангелы Меркель, которые, конечно, могут записать прекращение обстрелов себе в заслугу, но в то же время понимают, что им еще долго придется разбираться с украинским вопросом в рамках всевозможных форматов, в том числе сирийского.

Тем не менее парижские переговоры подвели определенную черту: развязанная Россией гибридная война переходит в фазу такого же гибридного мира. И он не превратится в мир настоящий, пока не будет освобожден последний кусок украинской земли.

Впереди у украинцев еще много битв, но лучше гибридных, чем настоящих

Никаким ура-наступлением на Донецк с Луганском этого не добиться. Россия не уберется вон из Украины, пока не прекратит существование сама российская государственность в ее нынешней форме. Значит, остается единственный выход — терпеливо ждать, пока она не падет под грузом санкций, непомерных амбиций и ошибок своего руководства. Впереди многомесячные и наверняка безрезультатные переговоры об условиях, критериях и порядке проведения выборов на оккупированных территориях, о разоружении местного "ополчения", передаче границы под украинский контроль и т. д. Спецоперация по блокаде Крыма показывает, что украинская власть уже начинает понимать механизмы гибридной геополитики. Главное — не уступать и пресекать любые попытки втолкнуть Донбасс назад в Украину на условиях Парижа, Берлина или Москвы — только на условиях Киева.

Кроме того, есть фронт внутренний, где никакого мира не наблюдается. Оккупация Крыма и Донбасса — тема, которая может взбудоражить общество похлеще любых тарифов и даже коррупции. События 31 августа возле парламента тому доказательство. А в процессе соблюдения гибридного мира без Верховной Рады не обойтись — придется голосовать если не за закон о проведении выборов на оккупированных территориях, то за изменения в закон об их специальном статусе. Такого шанса качнуть лодку радикально-патриотические партии не упустят (если что, Кремль подтолкнет), особенно если власть действительно пойдет на неприемлемые уступки России или Западу под внешним давлением. Поэтому впереди у украинцев еще много битв, но лучше гибридных, чем настоящих.