Разделы
Материалы

На земле и на небеси. Победы и поражения, с которыми заканчивают год Украина и мир

"Православные – значит, русские". Этому наивному миропониманию, являвшемуся одной из главных "традиционных скреп русского мира", нанесен смертельный удар

Фото: Habr

Томос - главнейшее событие 2018 года для Украины. Киев разрывает с Москвой не только политические, но и духовные связи, становится, если можно так выразиться, не только на земли, но и на небеси. Почти такое же значение, как и для Украины, имеет создание каноничной автокефальной УПЦ и для России.

Страшный удар по "русскому миру" нанесен сразу в двух сторон. С одной стороны – рушится представление об Украине, как продолжении России, которое по какому-то случайному недоразумению пытаются оторвать "бандеровцы". С другой, Константинополь подорвал самую основу "скреп" - представление о России как о центре и воплощении православия.

Весь православный мир, с Афоном и даже Иерусалимом, воспринимался до сих пор как какая-то вотчина Москвы – представление, имеющее многовековую традицию, сложившееся еще при Иване III.

В народном миропонимании, православие издавна называли "русской верой" и абсолютно логичный и истинный (по крайней мере до 1917 года) постулат "русские – значит православные" переходил в нем в другой, ложный: "православные – значит русские". Вот по этому наивному миропониманию, являвшемуся одной из главных "традиционных скреп" русского мира, и нанесли смертельный удар.

Особенно болезненным этот удар должен быть лично для Путина, который вообще чрезвычайно чувствителен к вопросам, связанным с церковью – околоцерковные темы занимают в его чекистской душе большое место.

Из главных политических событий 2018 года в Украине так же можно назвать закон, ставящий все точки над i в вопросе о российской агрессии и борьбе с ней и, как мне кажется, несколько иронически названный "Законом о реинтеграции Донбасса".

Можно вспомнить инсценировку покушения на Аркадия Бабченко, показавшего, что украинские спецслужбы тоже, вероятно, способны работать и раскрывать заговоры.

Нельзя не вспомнить и убийство Екатерины Гандзюк, которое фактически стало символом того, к чему пришла украинская ситуация спустя 4 года спустя Революции достоинства.

Между тем, как повышение цены на газ, сколько бы его не подавали власти как свою победу, объективно никак не может способствовать их популярности, а истории с невключенным вовремя отоплением демонстрируют какой-то ужасающий коллапс всей государственной системы, ее вопиющую неэффективность.

Отсюда выход на первые позиции президентского рейтинга не только заслуженной демагогини Украины Юлии Тимошенко, но даже – чего никто не мог ожидать год назад, – Владимира Зеленского.

При этом заявление комика о разрешении кризиса путем поиска "золотой середины" с Путиным, как и поддержка Гриценко идиотского заявления доктора Комаровского о рыбалке с Путиным – демонстрирует чрезвычайно опасные не только для группы Порошенко, но и для всей Украины тенденции.

Это отражение тех обывательских настроений, которые все шире и шире распространяются в уставшей и фрустрированной массе населения, которая не шумит, не пишет в социальных сетях, которая занята домом, работой и огородом.

Именно эти люди в следующем году придут на участки и выберут будущее Украины

Естественно, все эти процессы дают Путину (который явно рассматривает Порошенко как своего главного и едва ли не личного врага) ощущение сдержанного оптимизма и надежду, что любой следующий президент Украины будет "нашим сукиным сыном" и с ним легче будет вывернуться из казавшейся безвыходной крымско-донбасской ловушки.

Среди трагикомических событий прошедшего года – закат звезды Надежды Савченко и замена бандита Захарченко на мошенника Пушилина в "ДНР". Перетряска гопнической "элиты" оккупированного Донецка имела, несомненное, серьезное влияние на жизнь его обитателей, но едва ли замена уголовников мошенниками имеет какое-то реальное значение, если только в следующем году мы, не дай Бог, не увидим, что это сработает как часть некоего политтехнологического плана по "реинтеграции Донбасса" на российских условиях.

Самое громкое событие последнего времени – аннексия Путиным Азовского моря и захват украинских моряков, – еще слишком свежи, чтобы четко понимать последствия этих происшествий и их роль в цепи событий. Весьма возможно, что это результат достаточно истерической реакции Путина на блокаду Крыма и арест Украиной судов, заходивших в крымские порты (мол, если вы будете блокировать наши порты, я блокирую ваши).

Эта выходка вызвала в мире всеобщее возмущение путинским беспределом (нарушение международного морского права – это вопрос, касающийся всех), но так как Путин – вообще патентованный беспредельщик, этакое мировое "анфан террибль", то все сводится к вопросу, каков будет ответ, то есть решатся ли страны НАТО действительно послать свои корабли на помощь Украине для демонстративного прохождения Керченским проливом.

Вообще открытие движения по пресловутому Керченскому мосту в мае этого года должно было скорее подчеркнуть тупик, в который Путин попал с Крымом: развеялись надежды на чудодейственное влияние этого средства. Мост ничем особенно не помог. Крым продолжает требовать огромных вливаний для поддержания элементарного жизнеобеспечения, крымские порты стоят мертвые, а падение уровня воды в результате перекрытия Северно-Крымского канала угрожает уже в следующем году полностью иссушить полуостров.

Вообще положение Путина в минувшем году (а следовательно – и всей России) – невозможно охарактеризовать однозначно. С одной стороны, Путину продолжает фантастически везти. Внешнеполитическое положение международного хулигана остается на удивление прочным. "Северный поток-2" продолжает строится, и положение Путина среди мировых лидеров радикального не изменилось от того, что он уже официально признан автором химической атаки в Солсбери и человеком, сбившим малайзийский "Боинг" (после доклада Международной следственной группы, обнародованного 24 мая и наконец прямо указавшего на 53-ю зенитно-ракетную бригаду РФ).

Новые порции санкций, хотя и ухудшают положение России, не носят критического характера. Однако внутренние процессы в ней указывают на нарастающее неблагополучие. Пенсионная реформа, самая громкая и скандальная в ряду других антисоциальных реформ, стала свидетельством окончательного разрыва прежнего "социального пакта" с населением и намерения "элиты", чья кормовая база неуклонно сокращается, решать свои финансовые проблемы за счет массы - вместо того, чтобы, как прежде, покупать лояльность этой массы подачками.

В последние дни года началось резкое падение цен на нефть. Если тренд окажется устойчивым – это грозит непредсказуемыми последствиями для российской власти и российского общества. К этому прибавляются, как будто, намеки на кризис экономики США...

В самих США мало-помалу идет своим чередом расследование о русских связях Трампа, вышедшее на принципиально новый уровень после того, как спецпрокурор Мюллер раскопал историю с "Трамп Тауэр" в Москве. Кроме того, что эта история дает зацепки уже для конкретного уголовного преследования Трампа – она наконец демонстрирует (вместо анекдотических "московских проституток") очертания того механизма, с помощью которого Москва сумела взять Трампа в тиски.

Между тем, в западном мире все яснее обнаруживаются очертания кризиса традиционных элит, проявлением которого явилось и избрание Трампа. Ярчайшим проявление этого кризиса оказались, безусловно, "желтые жилеты" во Франции. При всей несомненной причастности к этим событиям Путина (который вообще оказывается везде, где обещает проявиться хаос), лейтмотивом их был чисто французский месседж совершенно оторвавшимся от "простого человека" глобализованным элитам: "Достали!". Наступающий год может обещать только углубление этого кризиса.

На Дальнем Востоке весна 2018 года поманила нас миражом разрешения северокорейской проблемы и делом неслыханным – встречей двух корейских лидеров, визитом президента Южной Кореи в Пхеньян, за которым был анонсирован визит Ким Чен Ына в Сеул.

Зато на Ближнем Востоке узел закручивается все сильнее и сильнее. Казалось бы, что разгром ИГИЛ и прекращение гражданской войны в Сирии хотя бы и ценой победы фашистского режима Асада переводит ситуацию там из формата "ужас-ужас" в формат просто "ужас", что для региона в общем обычно и рутинно. Платой за это умиротворение, однако, оказалось утверждение на вчерашнем поле борьбы между исламистами и светскими фашистам империи тегеранских мулл.

Перенос Трампом американского посольства в Иерусалим показался официальным залогом Израилю со стороны США, а разгром ЧВК Вагнера в Сирии было весьма серьезным щелчком по носу Путину, уже привыкшему, что никто не посмеет вступить с ним в силовое противостояние.

Однако все это было разом перечеркнуто решением Трампа о выводе американских сил из Ирака. Мы можем только молить Бога, чтобы решение Трампа не возымело еще более катастрофических последствий.

Потрясающее по своей жестокости убийство саудовского журналиста Хашкаджи вновь продемонстрировало, с кем мы имеем дело на Ближнем Востоке. Увы, этого урока никто в мире не понял. Западная общественность восприняла произошедшее в рамках привычного стереотипа: "расправа восточного тирана с оппозиционным демократическим журналистом". Мало кто заметил, что "оппозиционный демократический журналист" оправдывал террористов и призывал к уничтожению государства Израиль.

Однако, открытие нового вида динозавров (небольшой хищный динозавр "кайхонг") или самой дальней звезды в наблюдаемой Вселенной (получившей неформальное имя "Икар"), или замечательная космическая одиссея под предводительством Илона Маска, как и посадка на Марсе аппарата "Инсайт" напоминают, что человечество еще не окончательно погрязло в безумии. И это дает надежду на будущее. На земле и на небеси…