Между фарсом и бунтом. Когда украинцы начнут контролировать власть
Украинские политики подстроились под новые обстоятельства после победы Майдана. Подстроились, но не изменились
Чем серьезнее обстоятельства, тем невыносимее происходящий на их фоне фарс. Именно поэтому многие украинцы наблюдают за предвыборной возней с нескрываемым отвращением. Донецкий аэропорт превратился то ли в Фермопилы, то ли в Круты, а мажоритарщики раздают гречку на округах. Волонтеры надрываются, пытаясь обеспечить солдат зимним обмундированием, а кандидаты выбрасывают десятки миллионов на билборды и "джинсу". В предвыборных программах – все те же завиральные обещания и прочая предвыборная блажь. Неужели именно под это шапито расчищал место окровавленный Майдан?..
То, что общество отторгает предвыборную фальш, говорит о его зрелости. Организм распознает болезнь и это очень хорошо. Но вот как с ней бороться – это уже другой вопрос. Пока что в обществе зреют преимущественно бунтарские настроения. "Все политики одинаковые", "Наверху одни подонки", "Политика – грязное дело" - подобные вердикты по-детски искренни и не безосновательны. Интуиция подсказывает самый простой выход. Раз политики плохие, пусть страной руководит Майдан. А еще лучше отдать власть комбатам, уж они-то порядок наведут.
Если пойти таким путем до конца, то дело кончится анархией либо диктатурой. Но пока что радикальные сценарии маловероятны. Наш политический класс успешно нейтрализует угрозы с улицы. Как только возмущенные граждане начинают бросать чиновников в мусорные баки, во главе тренда оказывается системный радикал-популист. Стоит комбатам набрать серьезный политический вес и – вуаля! – они уже идут в парламент по спискам вполне умеренных партий.
Оно и к лучшему. Ни махновщина, ни авторитарные эксперименты старых проблем не решат, а новых добавят. Вслед за революционными матросами всегда приходит НКВД, а легенды о народных мстителях – это лишь популярный пересказ уголовных дел. Но как иначе заставить политикум относиться к гражданам всерьез? Казалось бы, после Майдана "наверху" должны были понять: с этим народом так обращаться нельзя. Но несмотря на все, политики продолжают держать нас за дураков.
Впрочем, выход есть. Когда власть становится невыносимой, ее следует сметать. С этим у нас, кажется, проблем нет – на счету украинцев уже два Майдана. Но чтобы политический класс не зарывался, работать с ним нужно постоянно. Для этого граждане западных стран создают собственные независимые структуры: ассоциации, комитеты и прочие НГО. По сути дела, это лоббистские организации, принуждающие политический класс работать в интересах общества. Взять к примеру США. В одной только Американской ассоциации пенсионеров состоит 37 млн граждан, а финансовые ресурсы исчисляются миллиардами долларов. Такие любого сенатора в порошок сотрут.
Чего-чего, а общественных организаций в Украине хватает. Но на деле, они лишены двух фундаментальных качеств, без которых их работа не эффективна. Прежде всего, такие организации должны быть реально независимыми не только от государства, но и от политикума. Но в Украине большинство общественных движений создается самими политиками для своих нужд. Как вариант – активистов быстро интегрируют в политическую систему и они начинают играть по ее правилам. Вспомните Игоря Луценко, который много лет боролся с застройщиками в Киеве, а теперь идет третьим номером по списку "Батькивщины". Или пример Дмитрия Булатова, прошедшего путь от лидера Автомайдана до "классического" украинского чиновника.
- Читайте также: Почему Навальный не мудак, а просто гражданин империи
Во-вторых, подавляющее большинство наших общественных организаций – бабочки-однодневки. Помните дебют движения "Честно" накануне парламентских выборов 2012-го? Почин был чудесный, но организация вскоре затрещала по швам, а сейчас почти не напоминает о себе. Не менее симпатичная "Инициатива 1 декабря" прожила не многим дольше. Не стоит уточнять, что с таким подходом никакого лоббизма не получится. Поэтому украинские граждане вынуждены просто терпеть политиков, а когда те совсем зарываются – валить режим ценой собственных жизней. А потом снова терпеть.
Так будет продолжаться, пока в Украине не появится дееспособный третий сектор. Для этого необходимы ресурсы, люди, идеи. Как показывают события последних месяцев, все это у нас есть. Если надо, мы и госпиталь на Майдане организуем, и беспилотник для солдат достанем. А значит, и все остальное нам по плечу. Проблема в том, что сейчас протестная масса хочет бунтовать, а не строить гражданские институты. Но рано или поздно придется – другого выхода у нас нет.