Разделы
Материалы

Вставай, страна огромная. Готова ли власть к новому наступлению России

За восемь месяцев войны Украины с Россией волонтеры, кажется, сделали  гораздо больше для повышения обороноспособности страны, чем Министерство обороны, к которому очень много вопросов

Фото: Getty Images

Нынешняя война с Россией стала народной скорее вопреки воле политиков и генералов, чем благодаря ей. Государство Украина сопротивляется далеко не лучшим образом. Такой вывод можно сделать, сравнив шаги по укреплению обороноспособности Украины в 2014 году и Финляндии в 1940 году.

После кровопролитной Зимней войны 1939-1940 годов Финляндия была вынуждена заключить унизительный для себя мирный договор с СССР. Но очень скоро выяснилось, что Москва не отказалась от первоначальных планов захвата всей территории Финской республики. Сталин, одержимый идеей восстановления дореволюционных границ России, готовил новое наступление. О том, что финны подготовились к войне лучше, свидетельствовал ряд уверенных побед в 1941 году над северо-западной группой советских армий, которой командовал сам маршал Ворошилов.

Что же конкретно сделали финны? Прежде всего, срок военной службы был увеличен с года до двух лет. Вследствие этого численность активной армии возросла на пятнадцать бригад – около двадцати тысяч человек. Финляндию разделили на шестнадцать военных округов, каждый из которых в момент всеобщей мобилизации должен был бы выставить одну дивизию. Было разрешено призывать более старые призывные возрасты, ранее не подлежавшие мобилизации. Чтобы поднять боеспособность тех, кто не воевал на Зимней войне 1939-1940 годов, организовали специальные учебные сборы. В Германии и других странах финны заказали современное вооружение, в том числе тяжелые артиллерийские орудия, а на новой линии границы построили сеть укреплений. В финской армии появились противотанковые подразделения, были модернизированы зенитные войска и ВВС. И на все это ушло пятнадцать месяцев.

За восемь месяцев войны Украины с Россией волонтеры, кажется, сделали гораздо больше для повышения обороноспособности страны, чем Министерство обороны, к которому очень много вопросов. Почему линия укреплений на административной границе с "ДНР" ограничивается блок-постами? Как прошел осенний призыв? Почему города, наступление России на которые является наиболее вероятным, особо не укрепляются? Все видели, как проукраинские активисты копали окопы под Мариуполем. Но разве можно сказать, что Мариуполь превращен в неприступную крепость?

Вспомните, как стремительно террористы летом укрепляли Снежное и Горловку. Именно наличие серьезных укреплений в этих городах вынудило украинское командование отказаться от идей лобового штурма этих крепостей. Готовы ли Бердянск, Мелитополь и Геническ отразить атаки российско-террористических войск? Прошли жители этих городов хотя бы краткий курс гражданской обороны? В лучшем случае они знают, где находится ближайшее бомбоубежище. Но разве горожане должны только прятаться или убегать во время войны? Разве такой реакции государство Украина хотело бы от своих граждан?

С другой стороны, предпримет ли Путин наступление, если будет знать, что все мужское население призывного возраста Украины прошло военные курсы и расписано по армейским подразделениям, в которые оно может влиться при первой необходимости? Кстати, во время военных учений можно отбраковывать "вату" или даже переагитировать ее. Но этого почему-то никто не делает. Генштаб ведет себя так, как будто может гарантировать, что Путин ни за что не ударит по Мариуполю и Геническу. И о том факте, что от Киева до границы всего 170 километров, уже все как-то подзабыли. Так же, как забыли и о том, как еще в марте жестоко ошибались, считая, что ввод российских войск в Донбасс невозможен.

Украина – достаточно мощная страна с большим количеством жителей, вторая по территории в Европе, и воевать с ней даже супердержаве непросто. Но чтобы победить в войне, государству Украина нужно включить все защитные механизмы – одного доброжелательного отношения к добровольцам и волонтерам мало. Чтобы отстоять свою независимость, Финляндия использовала все свои ресурсы: человеческие, экономические, политические, военные. В финской армии сражались добровольцы из 26 стран мира. Украина последовательно отказывалась от официальной военной помощи и от поставок вооружений.

Петр Порошенко заявил, что нет смысла заказывать современное высокоточное вооружение за границей, "так как учиться его использовать нужно полтора года, в то время как у нас есть собственное вооружение, которое не хуже и которое мы умеем использовать". Неужели украинским военно-воздушным силам повредила бы замена советских МИГов и "Сушек" на "Стелсы"? А начни мы обучение военных специалистов хотя бы летом, тогда к концу следующего года мы могли бы использовать новейшее вооружение.

Если что-то нас и может погубить, то это собственное разгильдяйство. Украинцы, которые должны были бы за восемь месяцев превратиться в серьезную военную силу, сидят по кафе и пьют за скорую гибель путинской империи. Государство не против.