За нерушимой скалой. Какие военные уроки нужно усвоить Украине
67-й год Израиль живет под постоянным огнем и бесконечными призывами к мирному урегулированию вопроса. Сегодня многие уроки моей страны приходится усваивать государству, далекому от ближневосточных страстей
Небольшой приморский городок Нагария, где выросли трое моих детей, расположен на ливанской границе. За последние двадцать лет Нагария не раз обстреливалась боевиками, террористами, принадлежащими к различным палестинским группировкам. Поэтому я очень хорошо представляю, что чувствует в эти минуты две трети населения Израиля, находящегося под массированными террористическими атаками.
Все израильтяне от мала до велика знают, что для поиска укрытия есть всего 15 секунд — именно столько летят ракеты из сектора Газа до городов на юге Израиля. Если есть убежище — беги в убежище, если едешь в автобусе и звучит сирена — автобус останавливается, нужно выйти и быстро найти себе укрытие.
Представьте себя на месте израильтян. Хотя бы на один день, в течение которого такая сирена может прозвучать десятки раз. Сегодня жители городов не только юга, но и центра страны лишены возможности нормально ходить на работу. Дети не посещают занятия в школах. Элементарный поход в магазин превращается в настоящую "русскую рулетку". Более того, террористические акты не ограничиваются сотнями ракетных обстрелов — сегодня в ход идут набитые взрывчаткой беспилотники, спецоперации по высадке коммандос и похищению людей. К сожалению или к счастью, Израиль на протяжении 66 лет учится отражать и предотвращать теракты, какими бы изощренными они ни были.
С первого дня своей государственности мы живем под постоянным огнем и в то же время слышим призывы к мирному урегулированию вопроса. Сегодня аргумент об оккупированных Израилем палестинских территориях окончательно утратил убедительность. В 2005 году Израиль изъявил готовность покинуть полосу Газы и демонтировать четыре еврейских поселения на севере Самарии в надежде, что эта инициатива продемонстрирует реальную возможность мирного сосуществования с Палестинской автономией. С тех пор сектор Газа контролирует террористическая группировка ХАМАС. Используя мирное население в качестве щита, боевики ХАМАСа выпускают ракеты по Израилю из густонаселенных жилых районов. Это лишает Израиль возможности мгновенно уничтожить вражескую огневую позицию.
Антитеррористическая операция "Нерушимая скала" — третья за последние пять лет. Требования Израиля просты — прекращение огня, создание условий, которые сделают невозможным поставку вооружения, материалов для изготовления ракет террористам ХАМАСа, а также полное уничтожения базы для производства оружия. Наш опыт показывает, что каждый раз после перемирия из-за отсутствия контроля боевикам удается получить материалы для изготовления десятков тысяч новых ракет.
Перемирие без выполнения этих условий означает продолжение терактов через полгода. Мои соотечественники больше не хотят жить в ожидании воя сирен. В этом состоянии "подвешенного мира" выросли мои дети, и меньше всего я желаю такого жизненного опыта для своих внуков. Со мной согласятся и жители Газы, где в детских садах и школах спрятаны ракетные установки. Несмотря на предупреждение Израиля об уничтожении источников обстрелов, ХАМАС не спешит уводить своих детей и женщин из-под огня, пополняя коллекцию новостных лент новыми свидетельствами "зверств" израильской армии. Глядя на эти страшные кадры, я вспоминаю простую и понятную фразу Голды Меир: "Мир у нас будет тогда, когда они будут любить своих детей больше, чем они ненавидят нас".
Три года назад я приехал в Украину, которая тогда выглядела совсем иначе. Сегодня, переключая телевизионные каналы с украинских на израильские, я с чувством горечи отмечаю, что многие уроки моей страны теперь приходится усваивать государству, далекому от ближневосточных страстей. К сожалению, украинцы теперь хорошо понимают, что переговоры с террористами неизменно приводят к новому витку конфликта и новым жертвам. Что государство должно быть сильным и иметь сильную армию, и без этого все мирные договоры самого высокого уровня не стоят даже бумаги, на которой они написаны. Что за страну, свободу и независимость приходится бороться самим, не слишком надеясь на помощь извне.
Я заканчиваю свою дипломатическую миссию в Украине с чувством, что, несмотря на печальные обстоятельства, оба наших народа больше всего хотят мира. И он обязательно настанет. Недаром при встрече и при расставании евреи друг друга приветствуют словом "мир" — "шалом". Вот я и говорю тебе, Украина, — "шалом".