Ложь от Спартака Субботы. Почему Украина оказалась так уязвима перед самозванным психологом
"Хрупкими и уязвимыми оказались не только клиенты "психиатра-психотерапевта", а все общество. Спартак Суббота затопил наш условный корабль своим враньем, и теперь остается только удивляться (или сокрушаться), сколь во многих местах этот корабль дал течь". Мнение
Спартаком Субботой накрыло всех. И Аспен институт, и инициативу супруги президента по ментальному здоровью, и топовые СМИ, и академическую науку, и профессиональное сообщество, и родителей бесчисленных подростков, для которых этот весьма незрелый человек, как выясняется, был "солнцем" и "батей".
Хрупкими и уязвимыми оказались не только клиенты "психиатра-психотерапевта", а целые институты, все общество. Спартак Суббота затопил наш условный корабль своим враньем, и теперь остается только удивляться (или сокрушаться), сколь во многих местах этот корабль дал течь.
Хотя стыд и вину в связи с обнародованными обстоятельствами чувствуют многие люди, настоящий виновник этой истории один — С. Суббота. Это его афера, его успешный успех, его целенаправленные усилия.
А вот ответственность за разгребание последствий действительно лежит на каждом, кто переймається, для кого кейс С.Субботы значим по тем или иным причинам.
Этическая комиссия НПА рассмотрит этот кейс в пределах установленной процедуры и полномочий. Но это малая часть решения.
Лицензирование услуг в сфере ментального здоровья, о котором много сказано в эти дни, остро необходимо.
Но и этого мало. С.Суббота показал, как легко и непринужденно можно взломать систему. Да, эта система была дырявая, так ведь и Спартак — не Арсен Люпен, и мы знаем немало мошенников, которые обманывали системы и покруче.
Аферисты в обществе — как хищники в лесу, не переведутся.
Нам нужно думать не только о процедурах контроля, но и о том, ради чего этот контроль. Ради безопасности? Ради возможности доверять и жить, не зашивая деньги в трусы, потому что кругом мошенники? Ради свободы рисковать и крупно выигрывать, не прибегая к обману? Ради права на полное и достоверное знание о мире, в котором живем?
Вот о чем я думаю все эти дни. Без ответов на эти вопросы, как мне кажется, любое решение будет неполным — и политическое, и профессиональное, и этическое, и правовое, и какое угодно еще.