Разделы
Материалы

Зеленский должен стать Черчиллем. Почему Украине не нужны выборы в военное время

В свое время Британия не постеснялась отменить выборы на весь период военного времени, напоминает эксперт Atlantic Council Алан Райли. Он убежден, что Украине следует поступить точно так же — вплоть до полной победы.

Фото: winstonchurchill.org | Черчилль знал путь к победе — и он не лежал через выборы

Если бы Уинстон Черчилль все еще был с нами, он наверняка посоветовал бы президенту Украины Владимиру Зеленскому игнорировать международное давление с целью назначения выборов. Подобно украинцам в 2023 году, британцы в 1940 году вели войну за национальное выживание. Каждый октябрь в течение пяти лет подряд британское правительство во время войны во главе с Уинстоном Черчиллем получало законодательное согласие на отсрочку запланированных выборов и продление срока действия действующего британского парламента.

Причины, по которым Черчилль делал это, были очевидны и во многом в равной степени применимы и к сегодняшней Украине. В 1940 году Великобритания стремилась избежать отвлекающих и потенциально вызывающих разногласия последствий выборов, чтобы сохранить национальную устойчивость и сосредоточить всю свою энергию на войне. Правительство Черчилля также признало непрактичность проведения выборов с участием миллионов перемещенных лиц по всей стране и за ее пределами, и увидело, что будет практически невозможно обеспечить справедливую проверку общественного мнения в условиях, когда Великобритания подвергается ежедневным нападениям и вовлечена в глобальную войну.

В соответствии с избирательным циклом мирного времени в Украине, страна должна была провести парламентские выборы в конце 2023 года и президентские — весной 2024 года. Однако введение военного положения после российского вторжения в феврале 2022 года означает, что выборы в настоящее время не могут состояться. Тем не менее, в последние месяцы некоторые международные чиновники и комментаторы начали призывать Украину провести выборы в 2024 году, утверждая, что это подчеркнет демократические полномочия Украины.

Следуя той же логике, критики говорят, что неспособность провести выборы дискредитирует усилия по изображению Украины как развивающейся демократии, защищающейся от авторитарной России, тем самым ослабляя один из центральных нарративов, лежащих в основе поддержки Украины Западом. Излишне говорить, что Москва может использовать любую нерешительность Украины, чтобы подогреть скептицизм по отношению к Украине во всем демократическом мире.

До сих пор президент Зеленский осторожно реагировал на призывы к проведению выборов в военное время. Он явно не хочет полностью отвергать эту идею, опасаясь, что его назовут недемократичным, но подчеркнул, что Украине потребуется значительная международная поддержка, чтобы организовать выборы в чрезвычайно сложных обстоятельствах.

Логистические препятствия для проведения выборов в Украине во время войны огромны. Около 20% территории Украины в настоящее время находится под российской оккупацией. Многие миллионы украинцев живут за пределами страны в качестве беженцев, а еще миллионы — перемещены внутри страны. Создание заслуживающего доверия списка избирателей потребует, по меньшей мере, значительного времени и ресурсов.

Организовать нормальный избирательный процесс в условиях военного времени вряд ли возможно
Фото: УНИАН

Столь же огромны и проблемы безопасности, поднятые общенациональной избирательной кампанией на фоне продолжающегося российского вторжения. Как солдаты, сражающиеся на передовой, могли бы эффективно участвовать в этой кампании? Могут ли политики проводить публичные собрания или предвыборные митинги, не опасаясь стать объектом российских авиаударов? За исключением Киева, большинство украинских городов имеют лишь ограниченную противовоздушную оборону. Перспектива проведения какого-либо общественного собрания в таких условиях таит в себе опасность.

Многие проблемы безопасности, связанные с предвыборными собраниями, в равной степени применимы и к избирательным участкам в день выборов. Одно-единственное нападение России на избирательный участок во время голосования может легко привести к гибели десятков человек. Послужный список России в бомбардировках гражданских объектов и общественных собраний во время нынешней войны означает, что нет никаких сомнений в том, что Кремль будет стремиться атаковать события, связанные с выборами.

Также полезно усомниться в разумности подвергать страну периоду интенсивной внутриполитической конкуренции на фоне войны за национальное выживание. Как можно сохранить национальное единство в ходе трехмесячной избирательной кампании?

Очевидно, что для решения некоторых из этих проблем можно найти технические инновации. Возможно, Украина могла бы использовать цифровые решения как для агитации, так и для голосования. Однако в конечном итоге аргументы против проведения выборов убедительны, если не абсолютны. Любая попытка организовать украинские выборы в сегодняшних условиях военного времени была бы глубоко непрактичной и небезопасной. Миллионы беженцев, перемещенных лиц, военнослужащих и тех, кто живет в оккупированных Россией регионах Украины, потенциально не смогут голосовать. Это было бы опасным и сомнительным проявлением демократии.

Хотя некоторые на Западе, похоже, считают, что проведение выборов в Украине во время войны — это хорошая идея, британское правительство 1940 года, конечно, с этим не согласилось бы. Одним из наиболее поразительных аспектов дебатов в британском парламенте во время Второй мировой войны по поводу переноса запланированных выборов было то, что дебатов почти не было вообще.

Отсутствие дебатов подчеркивается тем фактом, что Hansard (британский протокол парламентских дебатов), похоже, зафиксировал только один случай, когда премьер-министра Уинстона Черчилля за всю войну спрашивали о переносе выборов. Всем была очевидна насущная и очевидная необходимость продления полномочий существующего парламента до момента разгрома нацистской Германии.

Украинцы могут извлечь ряд уроков из прошлой британской практики во время своей собственной войны за национальное выживание. Примечательно, что британские политики во время Второй мировой войны осознали, что организация выборов в условиях большой войны, скорее всего, поставит под угрозу цель победы. Для британцев начала 1940-х годов это было настолько очевидно, что парламент едва ли видел необходимость обсуждать каждый из пяти ежегодных законопроектов о продлении срока, внесенных правительством Черчилля. Стоит также подчеркнуть, что ни в то время, ни в последующие десятилетия никто не пытался критиковать позицию Британии по выборам военного времени как "антидемократическую".

Когда страна вовлечена в войну за национальное выживание, главными приоритетами должны быть ведение войны с максимальной энергией и поддержание национального единства. Любая попытка провести выборы в сегодняшней Украине почти наверняка отвлечет внимание от этих двух целей. Важно отметить, что миллионы украинцев будут исключены из любого голосования во время войны, в то время как власти не смогут гарантировать безопасность тех, кто теоретически сможет принять участие.

Полная непрактичность проведения выборов в военной Украине была бы сразу очевидна Черчиллю и другим представителям его эпохи. К сожалению, некоторые жители Запада, принадлежащие к сегодняшнему гораздо более комфортному поколению, похоже, не понимают ужасной реальности, в которой сейчас живет Украина.

Автор выражает личное мнение, которое может не совпадать с позицией редакции. Ответственность за опубликованные данные в рубрике "Мнения" несет автор.

Источник