Разделы
Материалы

Кто возместит украинцам ущерб: почему решение в Гааге не гарантирует украинцам репарации

Конференция в Гааге приняла решение о том, что украинцы могут подавать иски о возмещении ущерба, причиненного войной. Но, как замечает блогер Роман Комыза, механизма взыскания этих денег пока не придумали, а ведь это — главное

Фото: ТАСС | Кто будет платить за чудовищные разрушения, причиненные россиянами?

Создание механизма регистрации ущерба, понесенного украинцами во время войны, начало которому положено на конференции в Гааге — это, конечно, хорошо, и это очевидный шаг вперед, но ему не хватает главного: финализации процесса, т.е концепции механизма взыскания размера причиненного ущерба с того, кто его причинил… а если простыми словами — с РФ.

Напомню, 2 апреля 2024 в Гааге состоялась конференция "Восстановление справедливости для Украины". Украинцы смогут подавать иски о возмещении ущерба, причиненного их имуществу вследствие российского вторжения, используя новый механизм, о котором было объявлено во вторник.

В дальнейшем пострадавшие смогут подавать иски и по другим категориям – таким, как "смерть близкого родственника, травмы, пытки или сексуальное насилие, вынужденное перемещение", отмечается в реестре. Кроме того, компании и украинское государство смогут подавать иски о возмещении ущерба за повреждение критически важной инфраструктуры и потери бизнес-структур в результате войны.

"В реестре ожидается до шести-восьми миллионов заявлений, а возможно, и до 10 миллионов. Это будет самый большой показатель среди всех сопоставимых механизмов возмещения ущерба", – говорится на сайте реестра. Заявления можно подавать через популярную украинскую цифровую систему "Дiя".

Но вопросов, висящих в воздухе, остается слишком много. Если предположить, что возмещение ущерба будет производиться по итогам какого-то согласованного "мирного процесса" — вследствие добровольного признания со стороны страны-агрессора, виновной в причинении ущерба — то тогда это не так проблематично. Но это, фактически, сценарий полной и безоговорочной капитуляции, который вряд ли имеет высокие шансы на реализацию в ближайшей перспективе. Даже в сценарии выхода на так называемые границы 1991 года.

Капитуляция ныне действующей России - самые простой путь к возмещению ущерба
Фото: kremlin.ru

Наиболее вероятными видятся сценарии, где виновная сторона не будет добровольно участвовать в возмещении ущерба, а это значит, чтобы все не превратилось в очередные бумажки, потребуется работающий международный механизм принудительного взыскания, распространяемого на все виды "имущества должника", где бы оно не находилось: за пределами РФ или на ее территории, даже если само государство, в том виде, в котором оно совершало акты агрессии и связанные с этим военные преступления, к тому моменту уже не будет существовать. Иначе все это просто не будет работать.

Вопросов действительно много, но я бы агрегировал их, разделив на два комплексных. Первый вопрос: кого считать "должником"? Второй вопрос: как практически обратить взыскание на всю "имущественную массу", особенно в части того, что относится к суверенным активам в условиях фактического паралича института Совбеза ООН как глобальной несущей конструкции международного права?

Любая страна, насколько очевидными не были бы преступления, которые она совершает — это не одно целое. С одной стороны, есть конкретные персонажи и организации, явно причастные к войне, а с другой — огромная масса нигде явно не фигурировавших в этом смысле физических и юридических лиц, включая разделение всех организаций публичной сферы на структуры федерального уровня, субъекты федерации и муниципальные образования. Кто из них отвечает, кто нет, и в какой степени? Это очень важный вопрос, т.к. в зависимости от ответа на него мы будем иметь или более широкую, или более узкую картину имущественной массы, на которую потом сможем обратить взыскание. Но это, в принципе, вопрос решаемый. Гораздо сложнее будет в случае гипотетических изменений в государственно-территориальном устройстве страны-агрессора, таких как, например, изменение структуры субъектов федерации, выход из состава отдельных субъектов или вообще полный распад на 5, 10, 15 независимых "народных республик" и т.д.

Да, это будет потом, после войны, но начинать всю эту работу надо уже сегодня.

Автор выражает личное мнение, которое может не совпадать с позицией редакции. Ответственность за опубликованные данные в рубрике "Мнения" несет автор.

Источник