Точные HIMARS или бесполезные Abrams: как оружие США проходит проверку боем в Украине
Любителям объявлять американскую помощь Украине слишком дорогой юрист Дэвид Сьюпер в колонке для The Hill предлагает подумать о том, сколько Украина дала Америке. Бесценные знания о современной войне, полученные с линии фронта, позволили сэкономить огромные деньги и сберечь множество жизней.
Некоторые противники американской помощи Украине жаловались на ее стоимость. Спикер Палаты представителей Майк Джонсон предложил реструктуризировать двухпартийный пакет помощи Сената в виде кредитов. В этих аргументах отсутствует признание всего того, что Украина сделала и делает для Соединенных Штатов.
Совершенно очевидно, что Украина предоставляет бесценную информацию о сильных и слабых сторонах американского оружия и военных доктрин. Америка не вела продолжительную войну с использованием обычных вооружений вот уже шесть десятилетий. Наш опыт сокрушения превосходящих сил Гренады или Ирака или наши расширенные усилия по борьбе с повстанцами во Вьетнаме, Афганистане и Ираке мало могут научить нас тому, как сражаться с врагом, используя большую армию и современное оружие. Мы изучаем, планируем и моделируем, но мы не можем знать. Каждый год мы тратим десятки миллиардов долларов на системы вооружений, которые, как мы надеемся, окажутся эффективными — при небольшом количестве прямых доказательств.
Войны неизменно ставят в неловкое положение лучших военных стратегов. Во время Второй мировой войны развитие танков и десантников доказало бесполезность инвестиций Франции в линию Мажино. Точно так же авианосцы продемонстрировали, что инвестиции многих стран в линкоры в значительной степени бессмысленны. Аргентинские ракеты Exocet доказали, что военно-морская доктрина НАТО опасно устарела, когда они потопили два британских корабля во время Фолклендской войны.
Украинцы на собственном опыте узнают, насколько надежны были наши инвестиции, и результаты оказались неоднозначными. Ракеты HIMARS, противотанковые ракеты Javelin и боевые машины Bradley показали себя превосходно. Действительно, отличная точность наших систем оказалась более чем достаточной, чтобы компенсировать численное преимущество России, обусловленное, прежде всего, худшими системами советской эпохи. С другой стороны, наши системы разминирования потерпели серьезную неудачу. Танки Abrams, из-за которых президент Джо Байден так долго мучился, прежде чем предоставить их, пока не оказали большого влияния.
Системы ПВО Patriot до определенного момента работали, но Россия показала, что они могут быть исчерпаны и оказаться неэффективными с помощью дешевых, но разрушительных дронов. После нескольких месяцев, в течение которых Patriot сбили подавляющее большинство российских ракет и беспилотников, у украинцев начали заканчиваться ракеты, так что теперь гражданское население в Харькове и других городах снова сталкивается с царством террора, а украинские электростанции разрушаются. Мы не были готовы к ситуации, в которой оборону можно истощить наступательным оружием, по стоимости намного меньшим. С трудом завоеванный опыт украинцев предупреждает нас о необходимости более устойчивого подхода.
Украина показала, что практически все дроны уязвимы для радиопомех противника. Ее гениальное решение заключалось в использовании множества различных типов дронов на каждом участке фронта, чтобы ни одна стратегия постановки помех не могла защитить российские войска. Это ценный урок для США, которые склонны делать упор на стандартизацию и несколько крупных контрактов на оборонные закупки.
Россия недавно доказала, что планирующие бомбы представляют собой более дешевую, более мощную и трудную для защиты альтернативу крылатым ракетам. Теперь у нас есть время разработать контрмеры, прежде чем наши силы когда-либо столкнутся с чем-то подобным.
Американские официальные лица неоднократно призывали украинцев сосредоточить свою бронетехнику в мощных колоннах, чтобы врезаться в линии противника, как во время Второй мировой войны. Всякий раз, когда украинцы пытались это сделать, российские дроны немедленно обнаруживали колонны, передавали координаты российской артиллерии и уничтожали много танков, прежде чем они успели начать работу. Даже когда танковые колонны приближались к линиям противника, им приходилось ждать трудоемких работ по разминированию, что делало их легкой добычей. Это должно ограничить будущую зависимость доктрины США от массированных бронетанковых колонн и тем самым спасти бесчисленное количество жизней американцев.
Еще больший подарок украинцев нашей стране — это возможность остановить российскую агрессию, не ставя под угрозу жизни наших военнослужащих. Президент России Владимир Путин вторгся в несколько других территорий и оккупировал их, каждый раз более грубо нарушая договорные обязательства России. Он показал, что его мирные обязательства бесполезны. Путин, высокопоставленные правительственные чиновники и государственное телевидение постоянно заявляли о своей решимости захватить земли, которые, по их мнению, исторически являются российскими, в том числе земли нескольких членов НАТО.
Отказ Республиканской партии от украинцев сигнализирует о слабости, которая только придает смелости Путину и другим агрессивным автократам. Цена прекращения агрессии на Тайване будет намного выше — и еще выше, если Иран вторгнется в земли своих соседей или Путин начнет "отвоевывать" большую часть Европы. И риск трагического просчета возрастет в геометрической прогрессии, когда мы столкнемся напрямую с Россией или Китаем, а не просто вооружим украинцев, тратя к тому же деньги на заводах США.
Когда в 1936 году Германия ремилитаризовала Рейнскую область в нарушение Версальского договора, Гитлер приказал своей армии уйти без боя, если Великобритания или Франция мобилизуют свои силы. Проявление слабости с их стороны придало Гитлеру смелости. Когда эти страны наконец отреагировали несколько лет спустя, цена составила более миллиона жизней их жителей и десятков миллионов в других местах.
Нам не следует повторять эту ошибку. Хотя Великобритания и Франция в середине 1930-х годов действовали глупо и трусливо, они, по крайней мере, столкнулись со значительной мощью нацистской Германии. Сегодня скептики хотят, чтобы мы уступили России, которая все больше зависит от танков и артиллерии советских времен и чья экономика меньше, чем совокупно у Нидерландов, Бельгии и Люксембурга.
Но величайшим подарком украинцев американцам стал пример их приверженности демократии. Слишком часто мы принимаем наши свободы как должное, забывая о жертвах наших предков, которые сделали нашу жизнь возможной. Мы настолько ввязываемся в наши ссоры, что забываем, сколько людей остается под сапогами авторитарных режимов. Если украинцы смогут возродить страсть американцев к демократии и свободе, мы окажемся перед ними в долгу, который никогда не сможем выплатить.
Автор выражает личное мнение, которое может не совпадать с позицией редакции. Ответственность за опубликованные данные в рубрике "Мнения" несет автор.