Сценария 1991 года не будет. Как распадется Россия, и что возникнет на ее месте
Аналитик Валерий Пекарь описывает восемь распространенных мифов о распаде России. При этом сам распад ему представляется неизбежным — он уверен, что эту войну империя не переживет.
Чтобы раскритиковать идею, надо сделать из нее карикатуру, потом легко высмеять. Примерно так критикуют идею развала российской империи. Поэтому решил написать о нескольких типичных мифах.
Нет, Россия не развалится быстро. Процесс ослабления скрепов происходит достаточно медленно, особенно учитывая то, что основная скрепа — это деньги, а Россия пока может обходить значительную часть санкций. И даже после этого пеструю страну будет держать инерция, поэтому нужен будет какой-то триггер вроде Пригожина 2.0.
Нет, развал России не произойдет сам собой. Для этого нужны систематические усилия с нашей стороны, прежде всего на фронте, но не только. Украина должна стать средоточием борьбы коренных порабощенных народов РФ за свободу и независимость, а также соавтором новой системы коллективной безопасности в Европе.
Нет, речь идет не только о национальных республиках. Многие новые независимые государства не будут иметь этнической основы, их почвой станет сильный регионализм, вроде Ингрии или Сибири. Сибирь по своей модели колонизации ближе к Австралии, чем к Татарстану. Но этнические республики станут образцом для других.
Нет, это не будет слишком похоже на 1991. Другая комбинация факторов порождает другую траекторию развития. Прежде всего распад на 30-40 не очень определенных частей не может произойти так же, как распад на 15 четко определенных. Не будет сильных лидеров процесса вроде тогдашних РСФСР или УССР. Будут и определенные признаки 1917.
Нет, не новые национально-демократические лидеры станут первыми президентами. Ключевую роль в развале империи будут играть нынешние путинские региональные элиты — точно, как в 1991 году коммунисты. Но национально-освободительные движения чрезвычайно важны, они дают картинку будущего, и они возьмут свои плюс-минус 15% на первых свободных парламентских выборах.
Нет, не все страны пойдут по одному пути. Траектории будут очень разные у Сахи (Якутии), Чеченской республики Ичкерии, Башкортостана и так далее. Собственно, и в 1991 году Эстония, Украина, Узбекистан пошли разными путями.
Нет, не все страны будут иметь европейские ценности. Саха и Тыва гораздо ближе к Японии и Южной Корее, чем к Франции или Литве. Но Япония и Южная Корея — демократические экономически развитые страны.
Нет, не все страны станут демократиями, и точно не сразу. Мы идем по этому пути уже более 30 лет, и мы еще не полноценная демократия. Но в том числе от нас зависит, кто станет союзниками новых государств, и это повлияет на их траекторию.
Так что нет смысла говорить о быстром автоматическом развале по лекалам 1991 года и легком пути к демократии и процветанию. Однако это не означает, что последняя империя мира может пережить нынешнюю войну. Процесс развала неотвратим, а его скорость и формат зависят в том числе и от нас.
Автор выражает личное мнение, которое может не совпадать с позицией редакции. Ответственность за опубликованные данные в рубрике "Мнения" несет автор.