Разделы
Материалы

Неизбежный тариф: почему украинцам придется платить за электроэнергию больше

Наша суровая реальность сделала повышение тарифов за электроэнергию неизбежным, убеждает экономист Андриан Прокип. Он объясняет, из чего это сложилось и почему к этому необходимо отнестись с пониманием

Фото: Getty Images | Лето принесло украинцам новые тарифы

ПСО, КОТОРОЕ ПОРВАЛОСЬ

С момента, когда блоки "Энергоатома" начали выходить в ремонты весной, начался рост задолженности перед Гарантированным покупателем по механизму оплаты услуг по обеспечению доступности электроэнергии для бытовых потребителей (механизм ПСО). Простым языком, это означает, что ключевые доноры, которые субсидируют тариф для населения — "Энергоатом" и "Укргидроэнерго" — не платят всей суммы. В "Энергоатоме" очевидная причина — сокращение объемов производства, в результате отправки блоков на планово-предупредительные ремонты. "Укргидроэнерго", вероятно тоже недоплачивает, ведь в результате российских атак гидроэлектростанции получили существенные повреждения и две ГЭС были остановлены. Меньшие объемы производства — меньше выручка, а значит и нет средств платить Гарантированному покупателю, который непосредственно распределяет средства между поставщиками (ПУПу) электроэнергии для населения. ПУПы за эти средства покупают нужные объемы электроэнергии, платят за ее передачу и распределение (конечно, при условии, что эта электроэнергия есть, учитывая дефицит мощностей и необходимость применения графиков отключений).

А теперь немного цифр. За текущую весну компании недоплатили Гарпоку 11,7 млрд грн. А в целом за прошлый год, начиная с июня, накопленный долг составляет 26,5 млрд грн. Лето — период, когда долги будут накапливаться и расти, ведь "Энергоатом" будет производить меньше из-за ремонтной кампании. Кроме этого, угрозу несут новые возможные обстрелы энергетической инфраструктуры, которые тоже скажутся на способности компаний зарабатывать и платить дотацию тарифа для населения.

Величина субсидирования тарифа для населения в 2024 году составляет около 150 млрд грн — грубо говоря, 4 млрд долл. Это та сумма, которую компании-доноры должны передать Гарпоку. А вместе с тем, что платит население по действующему тарифу, это составляет стоимость этой электроэнергии.

Компании-доноры из-за войны не имеют из чего оплатить эти 150 млрд грн. А у государства средств нет. По сообщению министра финансов, дыра в бюджете на 2025 год может составить 12-15 млрд долл. Финансирование Вооруженных Сил осуществляются именно из бюджета, ведь иностранные займы и грантовое финансирование обычно покрывают разного рода социальные расходы. Иначе говоря, финансирование армии идет из налогов, которые платят компании и граждане.

С такими финансовыми разрывами избежать повышения тарифа не удастся. Иначе компании, вовлеченные в механизм поставки электроэнергии населению, просто остановятся. Но, безусловно, правительство должно в прозрачном порядке обосновать новый тариф. И если после этого "Энергоатом" и "Укргидроэнерго" станут прибыльными, то и обеспечить прозрачное использование дивидендов, которые эти компании оплатят, в частности, на адресные субсидии населению и финансирование Вооруженных Сил.

Автор выражает личное мнение, которое может не совпадать с позицией редакции. Ответственность за опубликованные данные в рубрике "Мнения" несет автор.

Источник