Отдать 99 долларов, чтобы получить один: почему во время войны страну распродают по дешевке
Во время войны за предприятие невозможно получить даже минимальную цену мирного времени — не тот цикл развития. Отталкиваясь от этого факта, экономист Алексей Кущ задает риторический вопрос: почему же сейчас страну распродают по дешевке?
Почему во время войны многие чиновники и депутаты покупают недвижимость и автомобили, а не наоборот. И при чем здесь приватизация.
Как вы уже заметили, электронные декларации многих публичных лиц прирастают активами во время войны.
Морально-этический аспект этого я не обсуждаю. Важно другое — почему они это делают?
Потому что выгодно.
Недвижимость падает в цене, особенно элитная. Владелец коттеджа по Киевом, который устал от войны в киевских ресторанах и который решил переместиться в рестораны парижские, даст неплохую скидку покупателю, разбогатевшему во время войны.
По авто тоже есть нюансы: например, снятие налогов при импорте под предлогом заботы о волонтерах в начале войны. Когда из страны за пару месяцев вымели под покупку авто до 3 млрд долларов и поляки таращили глаза на вереницы элитных авто в сторону нашей границы с западного направления.
Почему никто из публичных лиц не продает свою недвигу (ну, за исключением тех, кто решил телепортироваться под чужими документами)?
Ответ простой — это невыгодно и без крайней нужды никто этого делать не будет. А крайней нужды в этих кругах никогда не бывает.
Но почему того наши чиновники с такой маниакальной настойчивостью хотят продать остатки ликвидных государственных активов во время войны? Ведь если бы это были их активы, они бы этого не делали. А государственные что, можно? Там другая логика?
Во время войны, на контрцикле развития, ты никогда не получишь даже минимальную цену мирного времени.
Зачем сейчас продавать, например, "Объединенную горнохимическую компанию" за 3,6 млрд грн или менее чем за 100 млн дол?
Ведь это уникальная компания, которая контролирует добычу титана — стратегического сырья. Это основа будущей кластерной модели экономики и одного из ключевых кластеров — титанового. В рамках которого можно реанимировать и Запорожский титано-магниевый комбинат.
Понятно, что сейчас никто не будет в Запорожье запускать переработку титана — нет электроэнергии, рядом линия фронта, удары россиян с воздуха. В таких условиях, купят по дешевке лишь те, кто будет и дальше усиливать сырьевой характер нашей экономики, поставляя титан как ценное сырье на предприятия в других странах.
А ведь по титану эффект мультипликатора (роста стоимости готового товара по сравнению с сырьем) один из самых больших — более чем 1:100.
Зачем нам отдавать 99 долларов, получая лишь один?
И разве 3,6 млрд грн спасут бюджет? Мы тратим до 300 млрд грн в месяц, или почти 10 млрд грн в день.
То есть, денег от приватизации в 3,6 млрд грн хватит менее чем на полдня расходов Минфина.
Может лучше подождать до окончания войны и не разбазаривать национальное достояние, раз уже его уже один раз вернули, забрав у известного олигарха в госсобственность?
Автор выражает личное мнение, которое может не совпадать с позицией редакции. Ответственность за опубликованные данные в рубрике "Мнения" несет автор.