Позволив формировать коалицию из отдельных депутатов, парламентарии нарушили Конституцию. Однако риски коалиции и правительства Януковича состоят не в этом. Перебежчики из БЮТ и НУ-НС получают возможность шантажировать Кабмин при всяком важном голосовании
Приняв изменения к парламентскому регламенту, большинство Верховной Рады обошло препятствие в виде несговорчивой фракции НУНС и фактически сформировало новую коалицию. Оппозиция признает, что обращение в Конституционный суд политического результата не принесет. Однако убить новорожденную коалицию могут внутренние противоречия.
Отныне и до дальнейших разъяснений Конституционного суда коалиция формируется не оптом, пофракционно, а в розницу, из отдельных депутатов. Парламентское большинство из членов Партии регионов, Блока Литвина, коммунистов, внефракционных и депутатов от БЮТ и НУНС временно узаконено.
После того как поправки к закону были приняты, их в тот же день подписали спикер парламента Владимир Литвин и президент Виктор Янукович. Глава государства если и колебался, брать ли на себя грех визирования спорного с правовой точки зрения решения, то недолго. Гарант Конституции заявил: "Никто сегодня не понимает, что это за Конституция, которая что-то отрицает, если в парламенте есть большинство, готовое работать".
Выборы дороже
Еще на прошлой неделе регионалы пытались договориться о консолидированной коалиции с НУНС и Блоком Литвина. Однако пойти на компромисс, отдав нунсовцам пост премьер-министра для Арсения Яценюка, никто в Партии регионов не решился. Кроме того, не могли регионалы удовлетворить аппетиты группы Вячеслава Кириленко "За Украину" и "Единого центра" Виктора Балоги.
После того как план по конституционному формированию коалиции провалился, в Партии регионов начали подстраивать под себя закон о регламенте Верховной Рады. В итоге формат коалиции стал выглядеть следующим образом: помимо трех фракций в большинство входили четверо внефракционных депутатов, шестеро нунсовцев и семь бютовцев.
– Идти по такому сценарию – это совместное решение партийной верхушки, – рассказал Фокусу источник в Партии регионов. – Изначально многие выступали за перевыборы и не очень хотели формирования большинства таким образом. Но потом просто прикинули, во сколько выльются перевыборы в парламент (а ведь надо еще будет провести и местные не позднее осени), и решили, что вложиться в такую коалицию будет выгоднее.
Торги со скидками
Несмотря на разговоры о многомиллионных суммах, которые идут на подкуп депутатов, на этот раз обошлось без больших трат. Осведомленный в парламентских интригах собеседник Фокуса признал: "В коалицию не пришлось много вкладывать. Хорошо, если сумма сделок доходила до 100–200 тысяч долларов на человека. Это все равно выгодно: остаться в парламенте, да еще и небольшой бонус получить".
До последнего момента регионалы вели переговоры о вхождении в коалицию с Виктором Балогой (контролирует группу "Единый центр" во фракции НУ-НС), Давидом Жванией и Николаем Мартыненко. По словам источника в Партии регионов, затяжной переговорный процесс с этими людьми был обусловлен как раз тем, что их интересовали не деньги, а посты.
"Балога хочет оставить за собой Закарпатье. Кроме того, "Единый центр" хотел бы протолкнуть Тополова на пост министра угольной промышленности. Но это им точно не удастся. Жванию и Мартыненко, скорее всего, возьмет под крыло в какие-нибудь "энергоатомные" схемы Андрей Деркач. Туда же встроят и Третьякова. Хотя люди Иосифа Винского и голосовали из-за давней вражды с Тимошенко, сам он, скорее всего, ничего не получит – он чужой. А Иван Плющ голосовал, просто чтобы остаться в парламенте и быть в раскладах", - так описал собеседник Фокуса ход торгов с группировками внутри НУ-НС.
Источники Фокуса в БЮТ, в свою очередь, предположили, что соблазнить депутатов могли действительно не деньгами, а должностями: "Кого-то, например, могли заинтересовать квотами заместителей министров. Чтобы люди этих депутатов незаметно зашли в отдельные министерства и сели на какие-нибудь финансовые потоки". По словам бютовцев, нынешняя коалиция и нужна-то "всего на один час – назначить Кабмин, а потом все могут спокойно сидеть и зарабатывать".
Нестрашный суд
Спорный правовой характер новых правил формирования коалиции заранее ставит ее в уязвимое положение. Как известно, Конституция говорит о "коалиции депутатских фракций, в состав которой входит большинство народных депутатов". А в сентябре 2008 года Конституционный суд специально разъяснил положение Основного Закона о коалиции: она является "объединением фракций парламента, в состав которых входит не менее 226 депутатов".
Юридическая позиция Партии регионов состоит в том, что это разъяснение суда не относится к нынешней ситуации.
– Сентябрьское разъяснение касалось вопроса о том, может ли коалиция существовать после выхода из нее депутатов Бута и Рыбакова в марте 2008 года. По нынешней ситуации разъяснения суда нет. Мы считаем, что действуем в рамках Конституции. Если наши оппоненты считают по-другому, пусть обращаются в Конституционный суд, – объяснил Фокусу регионал и вице-спикер Александр Лавринович.
Один из ведущих юристов БЮТ Сергей Власенко считает, что Конституционный суд четко разъяснил, что такое коалиция.
– Но это не так важно, поскольку у нас в стране складывается странная ситуация, – отмечает Власенко. – Будут существовать два конкурирующих, но при этом легитимных нормативных акта – Конституция и разъяснения Конституционного суда, с одной стороны, и закон о регламенте – с другой. Этот закон будет действовать до тех пор, пока его не отменит Конституционный суд. И мы планируем туда обращаться. Но дело даже не в том, что сейчас суд находится под политическим влиянием Партии регионов и, скорее всего, наше обращение будет рассматриваться очень долго. Даже если суд признает закон о регламенте незаконным, не наступит никаких правовых последствий. Кабмин не уходит в отставку, коалиция не прекращает свою работу – разъяснение Конституционного суда не будет иметь обратной силы. У президента в этом случае появляется только право распустить парламент в течение 30 дней, если коалиция не будет переформатирована. И этим правом он может воспользоваться, а может и не воспользоваться.
В краткосрочной перспективе решение о формировании подобной коалиции выглядит правильным с точки зрения политической целесообразности: необходимо назначить своего премьера и взять под контроль работу правительства. Однако формирование конституционно спорной коалиции играет против регионалов уже в среднесрочной перспективе.
Формат коалиции 219+16, причем основанной на сложной системе взаимных договоренностей, выглядит достаточно шатким. С одной стороны, БЮТ во главе с Тимошенко будет оказывать постоянное оппозиционное давление на перебежчиков. С другой – аккумулированные в Кабмине разнонаправленные интересы рано или поздно вступят в конфликт. Сергей Тигипко так и поставил вопрос: "Где гарантия, что торг с этими депутатами закончится их вхождением в коалицию и они не продолжат шантажировать премьера и президента при каждом голосовании за важные правительственные законопроекты?" И предположил, что в результате такой вариант выхода из парламентского тупика регионалам обойдется дороже, чем досрочные парламентские выборы.
Сергей Высоцкий, Фокус