Разделы
Материалы

Газовая атака: Дмитрий Фирташ может стать одной из главных фигур обновленной Партии регионов

В верхах бушуют страсти по «РосУкрЭнерго»: премьер-министр спешит заверить граждан в устранении с рынка неприятного ей газового трейдера, Президент защищает его. Чья возьмет и как это отразится на украинской политике?

Чтобы понять, что сейчас происходит на газовом фронте страны, нужно вспомнить, с чего все начиналось. Национальная акционерная компания "Нефтегаз Украины" была образована десять лет назад, и все эти годы вокруг НАК шло сражение. Сегодня компания разделяет Юлию Тимошенко и Виктора Ющенко, а в далеком 1998 году ее создал Леонид Кучма для борьбы с уже распадающейся империей Павла Лазаренко.

Именно при вице-премьерстве г-на Лазаренко в 1995 году на рынке был бум частных компаний, осуществлявших газовые поставки из Туркменистана.

Но Павел Лазаренко стал представлять слишком большую угрозу для Кучмы. После отставки премьера и была образована НАК "Нефтегаз Украины". Идеологом создания государственного монополиста выступил Игорь Бакай, который на тот момент сам занимался газом, и довольно успешно.

Долгое время после этого самую большую квоту на поставки голубого топлива в Украину имела компания "Итера", возглавляемая Игорем Макаровым. Ее интересы лоббировал среди прочих и Павел Лазаренко. Только после его задержания представители "Итеры" признали, что у бывшего премьера была в компании собственная доля.

Впрочем, "Итера" в определенный момент была выгодна не только украинским чиновниками и бизнесменам – ее интересы активно лоббировало бывшее руководство "Газпрома". Однако с приходом Владимира Путина схема кардинально поменялась. Сначала украинского газотрейдера заменила EuralTransGas. Но после двух лет работы и длительного скандала по поводу возможных связей компании с криминальным авторитетом Семеном Могилевичем EuralTransGas пришлось покинуть рынок.

А 26 июля 2004 года на встрече президентов Кучмы и Путина было достигнуто соглашение о поставках газа компанией "РосУкрЭнерго". Как выяснилось позже, и за EuralTransGas, и за "РосУкрЭнерго" с украинской стороны стоял один человек – украинец Дмитрий Фирташ.

Следует отметить, что посредник между НАК "Нефтегаз Украины" и поставщиками газа из центральной Азии и России появился минимум по двум причинам. Во-первых, после распада СССР Украина просто не имела возможности расплачиваться за полученное топливо твердой валютой.

Компании-посредники чаще всего либо возмещали полученный газ бартером, либо добивались прямых платежей от потребителя. Во-вторых, посредники дают возможность всем участникам сложных газовых переговоров заявлять о своей победе. Именно как победа украинских переговорщиков и был обставлен приход на рынок "Рос­УкрЭнерго".

Истинная же функция таких компаний заключается в том, чтобы достигать договоренностей с местными властями всех государств, через которые транспортируется газ для Украины. И чаще всего схема этих переговоров остается непрозрачной и подозрительной.

Повторение пройденного
Война против "РосУкрЭнерго" была объявлена еще в 2005 году, во время первого премьерства Юлии Тимошенко. Тогда и произошло первое столкновение лидера БЮТ с Виктором Ющенко на газовой почве. Отстранив премьера от всех газовых вопросов, Президент делегировал полномочия в этом вопросе своему ставленнику в НАК "Нафтогаз Украины" Алексею Ивченко.

Позже выяснилось, что Юлия Тимошенко готовила отдельный договор между Туркменистаном и Украиной о прямых поставках газа компанией "Итера".

Впрочем, газовая война закончилась ничем: осенью 2005 года Юлия Тимошенко была отправлена в отставку, а Алексею Ивченко удалось лишь разорвать договоры с Россией, вследствие чего цены на газ возросли почти вдвое.

Прошло почти три года, и ситуация снова повторяется. Только теперь Тимошенко контролирует весь государственный аппарат, ответственный за топливно-энергетический комплекс. С первых же дней своего премьерства лидер БЮТ назвала своего главного врага – "РосУкрЭнерго".

"Мы перейдем на прямые поставки, без мегакорумпированных посредников. "РосУкрЭнерго" и продажные украинские чиновники практически уничтожили государственную компанию "Нефтегаз Украины", подготовили ее к теневой приватизации путем искусственного банкротства, но наша команда все эти "домики" поломает. Я новой крышей для этого позора и абсурда не буду", – заявляет Тимошенко.

И одно это уже поставило ее отношения с Президентом на грань первого за последнее время очевидного конфликта.

Воинственных настроений премьера Виктор Ющенко не разделил: он неожиданно занял сначала нейтральную позицию, а затем стал открыто защищать компанию-посредника. Если еще год назад глава государства возмущался непрозрачностью работы РУЭ, то сейчас он, как выяснилось, не видит ей альтернативы. В тоже время Президент напомнил, что Украина получает импортный газ по самым низким ценам в Европе. "Если сегодня кто-то готов сказать, что может сделать лучше, давайте рассмотрим его предложения. Но хотел бы всех призвать к одному. Помните: Украина сегодня получает самый дешевый газ", – отметил он.

Тем временем масла в огонь подливают российские чиновники. Сначала о возможности устранения "РосУкрЭнерго" заявил преемник Путина Дмитрий Медведев, а уже после нового года его слова подтвердил вице-спикер Госдумы РФ Валерий Язев.

Наиболее интригующим моментом в истории газового противостояния президента и премьера стал арест Семена Могилевича в России. Уже на второй день после задержания Сергея Шнайдера (нынешняя фамилия г-на Могилевича) российские и украинские политики заговорили о том, что это последний этап устранения "РосУкрЭнерго".

Юлия Тимошенко охотно подтверждает эти слухи, правда, так ни разу и не "помянув всуе" ни совладельца "РосУкрЭнерго" Дмитрия Фирташа, ни Семена Могилевича. Зато она не упускает случая заявить о том, что у нее есть подтверждения тому, что от услуг господина Фирташа готовы отказаться и в Москве.

Президент тем временем действует по-своему. В самый разгар кампании премьер-министра против "РосУкрЭнерго" Виктор Ющенко своим указом ввел Дмитрия Фирташа в состав Национального совета благотворителей "Согрей любовью ребенка" (эту структуру с декабря прошлого года возглавляет его дочь Виталина).

Позиционная борьба премьера и Президента за газотрейдера дошла до абсурда. В субботу Юлия Тимошенко провела специальную пресс-конференцию по итогам прошедшего накануне заседания СНБО, где заявила, что и Совбез принял решение устранить "РосУкрЭнерго" с рынка. Позже оказалось, что глава правительства выдала желаемое за действительное. Но заявление стало настолько неожиданным, что оппоненты премьера в выходные дни по нескольку раз связывались с журналистами и участниками Совбеза, чтобы убедиться в верности ее слов.

Забеспокоившись, пиарщики "РосУкр­Энерго" предприняли беспрецедентный шаг. Уже на следующий день после резонансного заявления премьера Дмитрий Фирташ дал первое в своей жизни интервью (в котором долго отказывал всем журналистам) в эфире телеканала "Интер". Но несмотря на то, что чрезвычайно корректный диалог, состоявшийся на глазах всей страны, больше напоминал разговор с акционером канала, он стал еще одним залпом в публичной войне между премьером и газовым монополистом.

"Надо понимать, что газ мы как поставляли, так и будем поставлять. Мы не можем не поставлять, потому что у нас есть контрактные обязательства и мы несем за это ответственность, – убеждал собеседника господин Фирташ. – Европейские страны нас знают. Они, по-моему, абсолютно не обращают на это (заявления Юлии Тимошенко, – Фокус) внимания по той причине, что мы выполняем свои обязательства и ни разу их не нарушили".

До победного конца
В ближайшее время мы станем свидетелями продолжения газовых войн. Уже хотя бы потому, что этот вопрос чрезвычайно важен для Юлии Тимошенко. В создавшейся ситуации сражение с "РосУкрЭнерго" дает сразу несколько преимуществ. Во-первых, в результате непрозрачной работы компания традиционно считается оплотом коррупции, борьба с которым может дать неплохие политически дивиденды.

Во-вторых, это делает более привлекательным международный имидж премьера и может стать хорошей поддержкой ее собственной инициативе – постройке "Белого потока", газопровода из Туркменистана в Европу (о нем Тимошенко рассказала миру во время недавнего визита в Брюссель).

Но даже неудача в этой войне, равно как и открытая ссора с Президентом, может обернуться для Юлии Тимошенко успехом – еще одним козырем в борьбе с оппонентами на будущих президентских выборах. И в первую очередь с Виктором Ющенко.

Единственное, что может помешать планам Тимошенко по устранению трейдера, это многолетние контракты "РосУкрЭнерго" на поставку газа. Чтобы разорвать их, одного лишь желания действующего премьера мало.

Ну и самое главное: газовый конфликт обещает при некоторых обстоятельствах видоизменить лицо украинской политики. По некоторым данным, Дмитрий Фирташ в последнее время стал принимать более активное участие в жизни Партии регионов. После назначения Раисы Богатыревой секретарем СНБО и охлаждения отношений между Виктором Януковичем и Ринатом Ахметовым Дмитрий Фирташ может стать одной из главных фигур нового формата Партии регионов. А значит – пополнить ряды не только экономических, но и политических соперников Тимошенко.