В охваченной массовыми беспорядками Ливии работают наемниками украинские военные летчики
Об этом пишет газета "Сегодня" со ссылкой на собственные источники.
В частности, командир экипажа транспортного самолета Ил-76 киевлянин Владимир Л., неоднократно бывавший в "горячих точках", прошедший Афганистан, рассказал: "Наших летчиков, которые уволились из украинских ВВС, можно встретить везде - в Конго, Нигерии, Чаде, где угодно".
"В том числе я лично общался с нашими пилотами, которые служат в Ливии. При этом большинство из них выполняет боевую работу нелегально - официально они нанимаются, например, в фирмы по перевозке продовольствия и прочих мирных грузов. А на практике преимущественно доставляют оружие, боеприпасы, взрывчатку", - добавил Владимир.
По его словам, "учет таких случаев никто, естественно, не ведет, официальных данных нет. Поэтому в МИДе, Минобороны, СБУ будут все отрицать. Но если в Украине нет работы, то понятно, что ее полно на других континентах, и людей, которые не разучились летать, в избытке".
По словам Владимира, самолеты Ан-12, Ан-26, которые там используются, очень старые, еще советского производства, "летают на честном слове", с давно отработанным и многократно продленным ресурсом, поэтому нередко терпят катастрофы и аварии. Кроме самолетов, встречались ему и вертолеты Ми-8, а также боевые "крокодилы" Ми-24. Это вертолеты огневой поддержки, предназначены для боя. "Экипажи, в основном, укомплектованы украинцами и россиянами, - уточнил летчик. - Их зарплата, в зависимости от интенсивности полетов и степени риска, колеблется от 100 долларов за летный час до 10 тысяч в месяц и более".
Также издание отмечает, что нашло двух украинских пилотов, которые после увольнения в запас устроились на работу в Африке в качестве наемников. "Работа за рубежом - дело тонкое. Лишняя огласка нам не нужна - порой приходится щепетильную работу выполнять", - пояснил пилот с 20-летним стажем Артем. Летная специальность Артема - командир воздушного судна, 1-й пилот. За плечами - более 16 лет работы на "черном континенте". География полетов - вся Африка, от ЮАР и Намибии до Ганы и Судана.
"Дома долго сидеть не могу - промежуток между контрактами всего от 2-х до 3-х месяцев, - рассказал Артем. - Первый контракт сделал сразу после отставки - завербовался через украинских посредников в Судан. Там летал на Ан-12 - возил гуманитарную помощь - муку, сою, одежду, керосин. Платили тогда немного - около 1400 долларов в месяц".
Сейчас зарплата Артема в качестве пилота-наемника колеблется от 3-х до 4-х тысяч долларов. Часто "бортовладелец" находит довольно любопытных клиентов - их грузы состоят из подозрительных мешков и ящиков, удивительно похожих на оружейные ящики и патронные цинки. "За "нелюбопытность" наниматель выплачивает бонусы в 300, а то и 500 долларов. А возить такие грузы приходилось даже в Судан. "Часто грузы сбрасывали в обозначенных кострами местах, а иногда приходилось садиться прямо в саванне. Тогда ящики и мешки выгружали грязные и оборванные вооруженные африканцы. Без сомнения, это были суданские повстанцы - тогда они воевали с правительством", - признается Артем.
Однако самой привилегированной кастой у "авиазаробитчан" считаются летчики боевой авиации. "В отличие от нас - транспортников, "бойцы" работают по контракту с правительствами африканских стран. Но устроиться в военные летчики крайне сложно - нужно иметь допуск и серьезный налет на истребителях и штурмовиках, которые имеются на вооружении в данной стране. Например, один мой сослуживец давно работает по контракту военным пилотом в Африке - загребает там огромные деньги!" - по секрету признается Артем.
По уверениям летчика, украинских пилотов можно встретить в рядах ВВС Ливии, Мозамбика и Анголы. "Мой сослуживец поначалу работал в Анголе - обучал местных летать на МиГах, которые им поставляли при СССР. Потом перебрался в Ливию - там платили намного больше - по 10 тысяч динаров (более 8 тысяч долларов). Он всю семью забрал с собой в Ливию. Там ему присвоили звание офицера - инструктора ливийских ВВС - обучает ливийских летчиков летать на МиГ-21 и МиГ-23. Кстати, год-полтора назад он даже прилетал в Одессу, забирал очередной самолет, отремонтированный на нашем авиазаводе - вот тогда и поговорили".
На вопрос издания правда ли, что на Одесском авиазаводе ремонтируют боевые машины для Ливии, там ответили: это гостайна.
Напомним, накануне близкий к спецслужбам американский аналитический центр STRATFOR сообщил, что ливийских демонстрантов расстреливали украинские пилоты на МИГах ливийских ВВС. В тот же день Департамент прессы и информации Министерства обороны Украины опроверг эту информацию, заявив, что на территории Ливийской Арабской Джамахирии нет ни одного военного летчика Вооруженных сил Украины.
Однако опровержение Минобороны не закрыло тему, поскольку нельзя исключить, что в Ливии могут летать украинские наемники, работающие на режим Каддафи нелегально и без разрешения Минобороны. Отрабатывать эту версиюи начала СБУ.