Самый демонизированный офис в стране – Секретариат Президента – пытается выглядеть более открытым: на сайте главы государства даже появился раздел «Виртуальная экскурсия». Тем временем Фокус прогулялся по зданию бывшей администрации в реальности
Как ни пыталась команда Ющенко очистить название "Банковая" от негативного флера, тянущегося за ним со времен Кучмы, все возвращается на круги своя. СМИ все чаще ассоциируют основную президентскую резиденцию с подковерными играми. При более близком знакомстве с СП обнаруживается также, что архитектор Секретариата был политическим Нострадамусом, а над Банковой до сих пор витает дух бывшего руководителя Госуправления делами Игоря Бакая.
За "стекляшкой"
Поскольку Секретариат Президента – объект режимный, простые смертные попадают сюда через обязательную "рамку". Осмотр здесь куда более тщательный, чем в Верховной Раде. Посетителям приходится сдавать под номерок не только верхнюю одежду, но и мобильные телефоны, которые можно забрать лишь на выходе. Сотрудники СП утверждают, что таким же мерам предосторожности первое время подвергаются и работающие здесь новички. Но о запутанной схеме приема на работу в СП – чуть ниже. Всего в Секретариате около восьми входов-выходов, а Президент, премьер и спикер заезжают на Банковую со стороны соседней улицы Шелковичной и паркуются во внутреннем дворике (на корпоративном жаргоне сотрудников – "стекляшке"). Так что, выглянув в окно, выходящее во двор, по номерам машин можно определить, кто именно сейчас находится в гостях у Президента или главы Секретариата. Во всяком случае, нам во время непродолжительного пребывания в здании довелось столкнуться с выпорхнувшим из лифта секретарем Киевсовета Олесем Довгим, словно в подтверждение того, что он будто бы частенько захаживает в гости к Виктору Балоге.
"В осаде мы долго не протянем!" – шутят работники СП. Действительно, хотя здесь имеются собственная химчистка, прачечная и даже автономное энергоснабжение, без внешнего мира не обойтись – ежедневно приходится пополнять в местной столовой запасы еды.
По-военному
То, что основное здание на Банковой было построено еще в конце 30-х для штаба Киевского военного округа, заметно и сейчас. Ниши в стенах явно предназначены для военных карт, а нумерация кабинетов на этажах абсолютно алогична – видимо, чтобы "запутать врагов". Экс-советник Президента Владислав Каськив признался Фокусу, что когда он работал в Секретариате, то не смог разобраться и в половине тамошних коридоров. "Очень хотелось бы поговорить с архитектором этого дома – он, наверное, что-то имел в виду и был Нострадамусом, предвидя нынешнюю политическую систему", – иронизирует Каськив. Поговаривают и о подвалах, оставшихся с советских времен, по которым можно пройти едва ли не в другую часть города.
Позднее здесь был ЦК Компартии, и первому президенту Украины Леониду Кравчуку не пришлось даже привыкать к зданию – до провозглашения независимости он занимал тут кабинет секретаря ЦК КПУ по идеологии, а затем просто переехал в кабинет Щербицкого. В этом же кабинете потом расположился Леонид Кучма. Став Президентом, Виктор Ющенко без восторга отнесся к идее обустроить свою резиденцию на Банковой. Одно время он планировал разместить президентские службы в здании Минздрава в Мариинском парке. Но попытки выселить министерство в здание детской больницы "Охматдет" вызвали волну негодования общественности, и Президенту пришлось обживать офис Кучмы. "Хватит ли воды, чтобы освятить эти стены?" – вопрошал Ющенко. В итоге ограничился тем, что указом от 24 января 2005 г. переименовал Администрацию в Секретариат и фактически втрое увеличил штат.
Сейчас в СП 595 сотрудников, включая технический персонал, хотя до Белого дома с его аппаратом в 3000 человек Секретариат не дотягивает. В СП насчитывается 16 президентских советников, более 20 служб (в том числе режимно-секретная и церемониальная), а у Виктора Балоги имеется 9 заместителей. В прошлом году, по обнародованным регионалом Дмитрием Табачником данным, все это обошлось казне в 860 млн. грн. – в полтора раза больше, чем депутатские льготы.
Банковая плюс
Владения Секретариата растянулись на целый квартал
Кабинетная политика
Еще при Медведчуке, после кассетного скандала, Президент переехал в помещение на четвертом этаже, а свой кабинет на втором вместе с "диваном Мельниченко" оставил главе Администрации. Такая расстановка сохраняется по сей день.
– Во времена Кучмы градация сотрудников высчитывалась так: чем ближе ко второму этажу, тем престижнее, – рассказывает Каськив. – При Рыбачуке второй этаж был перекрыт, и это выделяло людей из второй зоны. Там сидели советники и патронатная служба главы Секретариата.
Что интересно, Виктор Балога на второй день своего пребывания на должности снял на втором этаже пост охраны, и сейчас, по общему утверждению, географический фактор совсем неактуален.
Четвертый этаж, как уже было сказано, занимает Президент и юридическая служба. Сейчас там ведется реконструкция большого зала для заседаний. На третьем размещается зал под кодовым названием "Ялинка" (он имеет соответствующую форму) и небольшая соединенная с ним рабочая комната, в которой участники внутренних совещаний могут подождать и, как любил Кучма, поговорить тет-а-тет. Секретарь СНБО Раиса Богатырева обитает на втором этаже, где находится зал государственных мероприятий, так что на заседания Совбеза ей далеко ходить не надо.
Кстати, отнюдь не все советники Президента имеют свои кабинеты на Банковой. У Бориса Беспалого, например, апартаментов не было.
– В основном там постоянно сидят те, кто работает с документооборотом, – говорит г-н Беспалый. – Вот у Черновецкого свой кабинет, насколько помню, был.
Периодически работники Секретариата делают в кабинетах ремонт за свой счет. С появлением на Банковой команды Ющенко в коридорах поменяли соцреалистические картины, и сейчас президентский четвертый этаж обвешан рисунками Тараса Шевченко. Но общая атмосфера здесь мрачновата.
– Я до СП работала на Западе, привыкла трудиться в открытом пространстве, поэтому первые полтора года эти стены на меня очень давили, – рассказывает руководитель информслужбы Секретариата Лариса Мудрак.
Офис с химерами
Над президентскими выступлениями или пресс-конференциями работают практически все службы СП – предлагают тезисы. Спичрайтеры и пресс-служба приводят все это в божеский вид, и окончательный вариант отсылается в офис Президента, находящийся в так называемом Доме с химерами. Сотрудники офиса в прямом смысле обеспечивают жизнедеятельность главы государства: собирают для него информацию, составляют график и даже следят за тем, чтобы Президент, как это часто с ним бывает, не забыл очки.
Лариса Мудрак признает, что в подобных службах текучка кадров неизбежна, поскольку не каждый выносит напряженный ритм работы. Сама она сохранила свое место после прихода на Банковую Балоги, в то время как одному из собеседников Фокуса – бывшему сотруднику СП пришлось уйти. "При Рыбачуке работалось нормально, но потом пришла эта "западенская" команда и просто начала нас выдавливать и расставлять своих людей", – отмечает он.
Разговоры о том, что попасть на работу в Секретариат можно только по протекции – миф, уверяют здесь. И не обязательно нужно быть выпускником Гарварда и Оксфорда, о чем мечтал когда-то Рыбачук. Хотя процедура приема новичков действительно более запутанная, чем в бизнес-структурах. Объявления о вакансиях размещаются в газете "Урядовий кур"єр". Испытательный срок – три месяца, после чего соискателя зачисляют в кадровый резерв. Он работает в этом статусе еще месяц-два, и только после этого его (возможно) берут на работу. Обязательные условия: свободное владение украинским языком и стаж работы на госслужбе не менее трех лет. Средняя зарплата по СП 5–7 тысяч гривен. Любопытно, что часть сотрудников Секретариата, которая получает деньги на карточки, обналичивается в Укргазбанке, к которому якобы в свое время имел отношение опальный руководитель ДУСи Игорь Бакай, а сейчас – его друг регионал Василий Горбаль.
В игре
Борис Беспалый без особого энтузиазма вспоминает свое пребывание в структуре Секретариата:
– Период Зинченко – Рыбачука был периодом бездеятельности, когда Президент решал свои задачи, а Секретариат – свои. Балога же сейчас работает как терминатор по заданной программе. Хотя он, конечно, политменеджер высокого класса, выполняющий задачу по укреплению президентской власти, как бы я сам к этому ни относился. И еще он отлично вписывается в формулу "хороший царь – злые бояре".
Напористость Секретариата отмечает и работавший со всеми украинскими президентами доктор политических наук Сергей Телешун. СП, по его словам, "движется от романтизма к бизнесово-циничному прагматизму".
Организаторские качества "злого боярина" Балоги не отрицают даже его оппоненты. В частности, депутат от НУНС, самооборонщик Тарас Стецькив говорит:
– У меня остались неплохие впечатления от работы в Секретариате. Тогда мы действовали как одна команда, и Балога, в общем-то, хорошо выполнял свою работу, вытягивая рейтинг Президента с низшей точки падения. Но что началось после выборов, вы сами прекрасно знаете.
Стецькив имеет в виду, что Секретариат стал самостоятельным участником политических игр. СП уже давно приписывают собственные интересы и даже собственные политические переговоры. А в последнее время глава СП завел моду лично критиковать действия Кабмина. Хотя, справедливости ради, надо сказать, что от главы государства возражений не поступает. Значит, процесс согласован. Хотя, как говорит один из собеседников Фокуса, "когда говорят "Банковая", все труднее понять – имеется ввиду Президент или его офис".